Константин Капустян о спокойной старости (после заседания рабочей группы)

Полтора часа разговора ни о чем или почти ни о чем – вот впечатление. Второе заседание слушаем послужной список участников. Опыт работы заслуживает уважения, но где критерии, кто может быть участником рабочей группы, а кто нет? Если критериев нет и все члены группы легитимны, нужно забыть о прошлых и настоящих титулах. Иначе создается впечатление, что так пытаются давить на принятие или непринятие тех или иных норм будущего закона. 

Также создается впечатление, что необходимо написать такой закон, чтобы он прежде всего удовлетворял требованиям юристов государственных учреждений, в которых закон обязательно должен пройти согласование. Критерии удовлетворения очень условны, но их надо учитывать…

 

Вот повестка дня второго заседания рабочей группы:

1. Утверждение регламента рабочей группы.
2. Утверждение структуры законопроекта " О туризме".
3. ФиГ - предварительные наработки (обсуждение) страховых компаний.

А вот как все проходило:

1. Регламента нет. Кто хочет, тот и ставит вопрос на голосование. Протокол не ведется. Нет порядка предоставления выступления. Какое количество выступлений может быть у каждого участника рабочей группы, какова максимальная продолжительность выступления?

2. Все согласны, что структуры старого закона, проекта закона ТАУ и предполагаемого «нового закона» практически одинаковы. Если всех устраивает предложенная структура закона, в чем проблема ее наполнения? Наполняйте своими предложениями, нормами старого закона или нормами проекта закона ТАУ.

3. На ФиГ не хватило времени…

Приняли решение разработать «новый» закон о туризме. Что значит новый? Если этот закон будет иметь исполнительный характер, т.е. в нем будет строго регламентированы:

содержание договора между туроператором и турагентом
содержание договора с туристом
финансовые взаиморасчеты между туроператором и турагентством или туристом (% комиссии, сроки оплаты, калькуляции стоимости и т.д.)
общественные организации, которые будут создаваться не по добровольному желанию участников туристического рынка, а путем законодательного принуждения участников рынка входить в эти общественные организации, если они не хотят лишиться прав на предпринимательство.

Если так, то для меня это не новые отношения, это старый добрый «совок».

Очень хочется, чтобы отраслевые законы не добавляли запретов, а стимулировали развитие отрасли. Мне очень понравилось объявление на островке Гранд Багамос: «Рыбу разрешено ловить только птицам». Я за дерегуляцию рынка, причем не только в туризме. Регулировать рынок разрешенных видов деятельности нужно размерами налогов.
Я бы ввел Кодекс прав на профессию, который должен регламентировать право заниматься профессиональной деятельностью, например, по следующим критериям:

- наличие специального образования (в отраслях с повышенной опасностью – например, медицина, транспорт)
- опыт работы в данной отрасли (в туризме, общественном питании, гостиничном бизнесе и т.д. на определенных должностях допустимо ограничиться опытом работы, специальное образование может быть необязательным).
- требования к месту/территории предоставления услуг
- профессиональный уровень персонала
- санитарные требования
- выполнение требований охраны труда и пожарной безопасности.
Но написание этого Кодекса – это совсем другая история.

Чем меньше законов, тем легче ими пользоваться и меньше служебных злоупотреблений, ниже уровень коррупции. Должны быть отраслевые рекомендации по развитию той или иной отрасли.

Если гражданин Украины занимается разрешенным видом деятельности, соблюдая Конституцию Украины, все требования общегосударственных законов и кодексов, зачем ему дополнительные разрешения? А если есть нарушения, ответственность должна быть прописана в уголовном или административном кодексах. Например, если туроператор не выполнил свои обязательства по заключенному договору на туристическое обслуживание, то вопрос должен решаться в суде.

Какую положительную нагрузку несет запрет туроператору заниматься другими видами деятельности? Авторы этого запрета так пытались содействовать развитию качества и увеличению ассортимента услуг для потребителя? Кому выгоден этот запрет?

Кому нужны лицензии для турагентств? Только тем турагентствам, которые уже существуют на рынке! Им не нужны конкуренты. Но нужно ли это потребителю?

Зачем оператору лицензии и огромные финансовые гарантии? Это защитит потребителя? Снизит цену на туристические услуги? Улучшит сервис и качество предоставления туристических услуг? Расширит выбор потребителя при покупке туристических услуг?

В случае невыполнения оператором договора на туристическое обслуживание он должен гарантированно нести ответственность в полном объеме. Но все знают, что с ФиГами это далеко не так.

Если при подписании договора продавец скрыл какую-либо информацию и предоставил неверную, специально ввел в заблуждение покупателя, то его должны судить вне зависимости от размера финансовой гарантии, ее наличия или отсутствия.

Туроператор сам принимает решение, работать ему с турагентом или нет, на каких условиях или же организовывать собственную розничную сеть. И ответственность за условия и качество туристических услуг должен нести производитель, т.е. туроператор. Принял туроператор решение работать с определенным турагентом – значит, должен нести ответственность перед туристом, если не докажет преступных действий со стороны турагента. Подчеркиваю: ДОКАЖЕТ.

Написать закон, который удовлетворит всех и навсегда, невозможно. Общество меняется, условия хозяйствования меняются, технический прогресс не стоит на месте, а значит, потребности туристов и формы обслуживания тоже меняются. Любой закон требует усовершенствования, а соответственно поправок. Американцы доказали это на примере своей конституции. Но для предпринимательства хороша стабильность в законах, потому что частая их смена отвлекает от основной деятельности.

Чем больше в законе запретов, обязательных лицензий, сертификатов, условных гарантий или других обязательных разрешений, тем желанней этот закон для коррупционеров. Очень хочется, чтобы законы поощряли добросовестного предпринимателя и расширяли выбор для конечного потребителя работ и услуг. Тогда интересными и радостными будут периоды активной жизни и гарантированная сытая и спокойная старость.

 

Константин Капустян,

исполнительный директор компании «ОК»,

член рабочей группы по разработке закона "О туризме"

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS