Рейтинги лето-2014

Прошедший год был очень сложным для всех. Однако украинские компании оказались более закаленными, чем можно было представить. Прогнозы экспертов на зиму сбываются. И в данный момент ни одного крупного банкротства на украинском туррынке не зафиксировано (будем надеяться, что эта тенденция сохранится).

Тем не менее, сделать рейтинги туроператоров за летний сезон оказалось очень сложно. Многие признаются, что урезали объемы более, чем наполовину и не хотели бы это показывать. "Да и что равняться в объемах? И так понятно, что это не показатель. Если продал все за три копейки - гордиться нечем. Лучше составьте рейтинг "кто сколько в этом году заработал". Вот это было бы интересно!" - смеется один из экспертов. Впрочем, он и сам признает, что вряд ли кому-то из туроператоров удалось выйти в плюс.

Часть компаний отказалась предоставить данные по среднему чеку. Некоторые указали все, кроме объемов продаж. В результате мы решили сделать небольшую перестановку: рейтинги туроператоров сделать на основе данных за весь год, а за летний сезон подвести итог как раз к Новому году на основе показателей самых крупных агентских сетей в Украине:

"Поехали с нами", "Сети Агентств Горящих путевок", "Сети магазинов горящих путевок" и сети ТА "Горячие туры". Поскольку эти компании занимают приличную часть рынка, их общие показатели - максимально объективны в данный момент. 

Итак, рейтинг популярности стран в летний сезон 2014 года на основе средних показателей указанных сетей оказался следующим (данные приведены в % об общих объемов продаж по всем направлениям):

  

 

 

Как видим, самым популярным направлением летом традиционно оставалась Турция. В условиях падения гривны и проблем с визами это направление оказалось наиболее конкурентноспособным. Что касается лидеров продаж, то и здесь расстановка сил оказалась вполне предсказуемой: большая турецкая пятерка, два новых крупных игрока ("Ньюз" и "Джоин"), которые еще до Майдана обещали вклиниться на этот рынок, и TPG, у которого Турция была в ассортименте.

 

 

Вторым по популярности направлением оказался Египет, который, по оценкам экспертов, в предыдущие летние сезоны уступал место менее жарким странам, таким как Греция и Испания. В 2012 и 2013 гг на этих направлениях шла жаркая борьба между операторами, которая позволила огромному количеству украинских туристов понежиться на греко-испанских пляжах буквально за копейки. Однако падение гривны и курсовая разница в 2014 году изменили расстановку сил: доступный долларовый Египет вновь оказался более привлекательным.

 

 

Если бы мы не знали о том, что Join UP! на протяжении года наращивал объемы перевозки, мы бы удивились и даже сказали, что это сенсация - туроператор обогнал по объемам продаж великую турецкую пятерку, которая долгое время контролировала и египетский сектор. Но сейчас первое место компании вряд ли кого-то смутит. С начала 2014 года большинство туроператоров усиленно сокращали свои объемы по всем направлениям. И только Join UP! продолжал их увеличивать. Вот и результат. Все остальные также вполне предсказуемы. Ясно и то, что TUI не было смысла покупать Turtess Travel, некогда лидировавшего по Турции и Египту. 

 

 

 

О том, что Болгария заменит Крым, говорили еще в апреле. Постфактум мнения экспертов разошлись. Те, кто смог заработать, говорили, что это направление себя оправдало. Те, кто не смог, утверждали, что Болгария все равно не стала панацеей. Прогнозы о том, что обедневший средний класс пересядет на машины и автобусы сбылись. Поражает другое: львиную долю направления приватизировали два игрока, причем News Travel переплюнул сам себя. Если по другим странам мы видим более-менее равномерное распределение объемов, то по Болгарии - явный перекос. 61,9% организованных туристов в этом направлении вывез, если верить агентам, News Travel. На последнем месте - печально известный "Ильтур".

 

 

С Грецией та же история, что и с Египтом. "Старички" сворачивались и оптимизировались, а молодые-горячие боролись за свою долю. По всей видимости, греческому моно-туроператору Mouzenidis Travel пришлось наступить на горло собственной песне и смириться с тем, что даже в кризис игроков, с размахом оперирующих на направлении, было слишком много. 

 

 

Как видим, скандал с невыполнением обязательств не помешал "Турменю" войти в список лидеров по Черногории. Компания в очередной раз растворилась в воздухе, но до конца августа туристы летали в этом направлении пачками. Фактически их отдых спонсировала авиакомпания. Насчет остальных игроков никаких вопросов не возникало и, будем надеяться, не возникнет. 

 

 

Напомним, что летом в Эмиратах не сезон, поскольку даже сами жители ОАЭ стараются выехать на отдых туда, где не так жарко. Но нашим соотечественникам жара, видимо, не страшна. Особенно если отдых предлагают по хорошей цене в отелях с мощными кондиционерами. "Джоин" практически сравнялся по объемам с "Натали Турс". Напомним, что оба туроператора летают на flyDubai. "Ньюз Тревел", видимо, решил их не догонять.

 

 

 

Ничего странного в том, что основные объемы по Кипру пришлись в этом году на TPG, конечно, нет. Кипр и Греция всегда были ведущими у этого туроператора. Второе место "Ньюз Тревел" также не удивляет - компанию по-прежнему связывают с "Библио Глобусом", который лидирует по кипрскому направлению в России. Видно, что максимально сократила свои объемы "Натали Турс", чего компания, впрочем, и не скрывает. Удивительно только, каким образом "Джоину" удается входить в тройку лидеров по всем направлениям. (Напомним: компания недавно заявила о том, что занимает 65% туррынка Украины).

 

 

Кризис не пощадил никого. Грустно, что такое прекрасное направление, как Испания, сдает свои позиции в Украине. Причина, естественно, в гигантской курсовой разнице (долларовые страны сейчас предпочтительнее) и в общем спаде рынка. Однако и те 3,3 процента, которые эта страна заняла в общей структуре направлений, привлекают туристов и туроператоров. Как видно из диаграммы, сразу девять игроков боролись летом 2014 года за Испанию. И "Натали Турс", которая три года назад сделала это направление массовым, отодвинули аж на шестое место. 

 

 

Несомненное лидерство на тунисском направлении сохраняет моно-туроператор "Оазис". Дальше, как ни странно, опять идет "Джоин" с приличным отрывом от остальных. Ну и на третьем месте "Ньюз Тревел".  

 

 

 

 

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS