Поможет ли туристам страховка от невозвращения?

 

 

Депутат ВР Евгения Кравчук недавно заявила «Укринформу», что новые поправки в закон «О туризме» (проект №4162) предусматривают обязательную страховку на возвращение граждан Украины из-за границы в связи с отменой авиарейса. "Для туристов, выезжающих за границу, будут обязательно страховки от невозвращения. Когда отменяется рейс, люди по несколько суток сидят в аэропортах и не могут ни с кем связаться, такого не может быть. У всех будет страховка на возврат. В случае отсутствия рейса туристов сразу посадят на другие рейсы и отправят домой", – сказала Евгения Кравчук.

 

Новая версия законопроекта пока не опубликована (на сайте ВР висит лишь вариант от 2020 года). Однако такие заявления заставляют специалистов отрасли напрягаться, поскольку неясно, что именно намерены страховать в обязательном порядке: отдельные риски каждого туриста или риски авиакомпаний, или туроператоров, заказывающих чартеры. Вряд ли можно предположить, что страховым случаем будут считать любую отмену рейса, даже если она плановая и перевозчик предоставит пассажиру отель с альтернативным вылетом. Что будет считаться сигналом к экстренной эвакуации пассажира? Реально ли застраховать всех и во сколько это обойдется? А главное — будет ли такое страхование работать? Допустим, туристы в стране, куда отменили все рейсы, — где страховая возьмет самолет, чтобы срочно всех вывезти? Как она должна действовать в такой ситуации?

 

Турбизнес ждет обнародования последней версии проекта поправок в закон «О туризме» и пытается прикинуть, во что это выльется.

 

«Я со скепсисом отношусь к таким заявлениям. Сказать можно что угодно, вот только кто будет обеспечивать этот страховой платеж? Представляете, какие выплаты должны быть, если отменятся десятки рейсов сразу? – задает риторический вопрос соучредитель TPG Елена Бойко. – Это как создать государственную авиакомпанию: одно дело задекларировать, а другое — реализовать. И не дотировать (не верю в такое). Уже есть опыт канувших в Лету госкомпаний».

 

В ВУСО полагают, что теоретически возможно все, но механизм помощи туристам, застрявшим за границей, придется создавать с нуля: «Скорей всего, создадут пул из СК, ТО и авиакомпаний. Возможно, авиакомпании и туроператоры будут вносить залоговые средства в гарантийный фонд раз в квартал или раз в год... Но сейчас сказать сложно»

 

Гендиректор Национальной Ассоциации страховщиков Украины Денис Ястреб признается, что мало кто может сейчас оценить, насколько сильно изменится цена обязательного страхового полиса в составе турпакета, если в перечень рисков будет включена невозможность вернуть туриста домой или даже банкротство ТО:

 

«Мы не видим, какие изменения внесли в проект. Но нужно разделять страхование конкретного туриста, который сам страхует свои риски по классической схеме (тут мало что изменится в любом случае, так как система отработана), и страхование рисков ТО. В первом случае цена страхового полиса может несущественно измениться, если увеличится, например, перечень рисков (к несчастным случаям, медпомощи, репатриации и т. д. добавится еще что-то) или изменится страховая сумма, или будет регулирование франшиз. А вот страхование ответственности туроператоров — неизведанное поле, потому что нормального регулирования в этой сфере и сложившихся схем пока не существует. Это будет новый опыт. И дать оценки или прогнозы по неизведанным механизмам тяжело. Здесь у нас недостаточно данных», – констатирует эксперт.

 

В то же время он отмечает, что обязательное страхование как метод урегулирования проблемных вопросов на сегодня себя исчерпало (кроме, разве что, автогражданки). «Действующие лица не понимают важности такого страхования, они понимают только то, что полис должен быть, а что в него входит — совсем не интересуются. В результате полис превращается в формальность, который по факту часто не работает», – считает Денис Ястреб.

 

Тем не менее, ему импонирует первоначальная трактовка статьи о страховании туристов в проекте закона «О туризме» №4162, которая висит на сайте Рады с 2020 года, поскольку там по сути декларируется обязанность туриста иметь страховку (турист может оформить и собственную на случай медрасходов, от несчастных случаев и расходов, связанных с возвращением в Украину и проживанием за границей до момента вылета в Украину, нужно только заранее подтвердить туроператору наличие уже заключенных договоров страхования, чтобы не оформлять его повторно в составе путевки). Риски туриста, согласно новому проекту должны быть застрахованы как минимум на 30 тысяч евро.

 

«Уже давно существует практика страхования наших граждан от невылета (если, например, человек или член его семьи заболел до поездки). И люди сами соглашаются страховаться, поскольку понимают, что такие риски есть. Что касается заявлений народных депутатов о том, что страхование «от невозвращения домой» будет обязательным (в том случае, когда авиакомпания или туроператор не могут выполнить свои обязательства и вернуть туристов из-за границы), то, может быть, это будет предусмотрено в некой лайт-форме обязательного страхования рисков — и, наверное, так будет правильно. Но если это будет как обязательная норма страхования, регламентирующая все аспекты, то она, скорей всего, будет соблюдаться формально», – делает вывод эксперт.

 

Он также с осторожностью оценивает потенциальную эффективность страхования «от невозвращения» в случае банкротства кого-то из крупных ТО или авиакомпаний, которые слишком велики и могут потянуть за собой на дно и партнерскую страховую компанию, так как в момент наступления страхового случая за границей могут оказаться в сложной ситуации десятки тысяч людей. «Вопрос наступления катастрофических рисков (когда весь риск концентрируется в одном месте и из-за его наступления происходит множество страховых событий), конечно, беспокоит. У каждой компании свой потенциал и прежде чем брать на себя ответственность, СК все просчитывают. Но хотя есть механизмы перестрахования и сострахования рисков, если они слишком велики и вероятны, может быть и так, что никто не согласится их застраховать. Банкротство очень крупного ТО или очень крупного перевозчика удержать на себе тяжело. Вопрос будет в сумме», – делает вывод эксперт.

 

Валерия Овсяник, 04.02.2022

 

Читайте наши новинi у телеграм-каналі Turprofi.com.ua 

 

Самые крупные украинские туроператоры-2021 

Плануємо тур на Занзібар: поради експертів TPG

Топ-10 нових локацій на карті Дубаю

Рейтинг чартерных авиакомпаний-2021

Air Ocean уплыл вместе с деньгами пассажиров 

Авиакомпании перестали выплачивать компенсации? 

Цены рухнули, а спрос остался 

Беременность в поездке: риски и страховки 

Снизят ли операторы агентскую комиссию? 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS