Екатерина Ищенко о методах удешевления авиабилетов, которые обсуждали в АМКУ
24 июля в Антимонопольном комитете прошел круглый стол, где обсуждали возможные нарушения конкурентного законодательства на рынке гражданской авиации Украины. Причиной для встречи послужило недавнее заявление Петра Порошенко о дороговизне авиабилетов и последовавшее за ним распоряжение Совбеза разобраться с возможными злоупотреблениями.
Для участия в круглом столе пригласили всех, кто имеет отношение к авиации. Присутствовали представители Мининфраструктуры, Госавиаслужбы, Украероруха, аэропортов «Борисполь» и «Киев», Ассоциации авиационных предприятий Украины, авиакомпаний МАУ, «Атласджет Украина», «ЮТЭйр», «ЮМЭйр», «Хорс» и других, а также топливных и хендлинговых копаний, IATA и АЛТУ.
Дискуссия под председательством главы АМК Юрия Терентьева длилась 2,5 часа и получилась на редкость продуктивной и откровенной. При этом основной темой стала задача снизить цену на авиабилеты. Ожидается, что АМК в первую очередь займется вопросами, которые должны помочь достигнуть результатов, требуемых президентом.
Юрий Терентьев предупредил присутствующих, что уже на следующей неделе АМК Украины начнет рассылать требования о предоставлении информации, которые должны ему помочь собрать необходимые данные о работе авиационного рынка. Заметим, что непредоставление, а также предоставление неполной или недостоверной информации в этом случае влечет за собой наложение штрафа в размере до 1% дохода компании от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год.
Стало известно, что на рассмотрении Антимонопольного комитета уже сейчас находятся дела, связанные с антиконкурентными действиями Госавиаслужбы Украины и МАУ, а также с возможными злоупотреблениями в конкуренции основными GDS.
Если же обобщить связанные с конкуренцией проблемы отрасли, которые затронули во время круглого стола, то сводились они к следующему:
- проблемы доступа на рынок для авиакомпаний: недостатки действующего Порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий, утвержденных приказом Госавиаслужбы от 24.10.2014 № 686;
- проблемы взаимодействия авиакомпаний и аэропортов как субъектов природных монополий: непрозрачность предоставления скидок на аэропортовые сборы и услуги аэропортового обслуживания, сложность в получении удобных слотов и др.;
- проблемы, связанные с высокой ценой на авиатопливо в аэропортах Украины и отсутствием конкуренции среди поставщиков;
- сложности хендлинговых компаний, связанные с сертификацией, получением допуска и равных условий для работы в аэропортах.
Все авиакомпании поддержали предложения президента МАУ Юрия Мирошникова, сформулировавшего основные шаги, которые могут практически повлиять на удешевление авиабилетов, например:
- отменить для авиапредприятий валютные ограничения, установленные Нацбанком (обязательная продажа 75% валютной выручки, необходимость ждать 4 дня после заявки для покупки валюты и т.д.);
- установить 0% НДС для внутренних рейсов;
- установить 0% таможенную пошлину для импорта в Украину авиационной техники и запчастей, которые не производятся в Украине;
- привести в украинские таможенные правила в соответствие с европейскими;
- снизить обязательные государственные платежи, которые касаются импорта и продажи авиационного топлива;
- ввести в украинских аэропортах систему мотивации для работающих с ними авиакомпаний;
- снизить сборы за пролет украинской территории для внутренних рейсов.
Кроме озвученных МАУ предложений представители авиакомпаний говорили о необходимости обеспечить равные условия в конкуренции для всех участников авиарынка, чтобы компании, доминирующие в том или ином сегменте, не могли злоупотреблять своим положением.
Заключительным аккордом круглого стола стало сообщение АЛТУ о готовности подавать жалобу на действия авиакомпании Lufthansa, которая недавно заявила об изменении в своих подходах по работе с GDS. Такие изменения, по мнению АЛТУ, являются ограничением свободы выбора пассажира и агентства в формах и способах оплаты авиабилетов.
Таким образом, до сентября 2015 года Антимонопольный комитет Украины должен изучить авиационный рынок Украины и дать свои рекомендации его участникам для того, чтобы достичь значимой социальной цели – обеспечить граждан Украины доступными авиабилетами.
Екатерина Ищенко,
старший юрист юридической фирмы «Анте»,
27.07.2015
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022