Александр Лиев о месте туризма в коалиционном соглашении
Внимательно изучив все доступные варианты
проектов коалиционного соглашения вместе с представителями туриндустрии, с сожалением отмечаю: почерк не практиков, но юристов-популистов. Расточительство проходит красной линией. Сырьевой придаток развитых экономик – вот удел, уготованный стране… Транзит, продажа зерна, энергоресурсов.
Туристическая отрасль привлекает валюту, создает более 1 миллиона рабочих мест (в основном для креативной части населения), создает рынки для украинских товаров и так далее. Но юристы, писавшие варианты коалиционного соглашения, естественно об этом не знают, а специалистов привлекать им некогда. Могло бы стать подсказкой соглашение «Об ассоциации с ЕС», там в 16 статье уделено много внимания использованию туриндустрии в развитии страны, с акцентами на европейский опыт. Пока не поздно и пока Коалиционное соглашение лишь в проекте, нужно достучаться до его авторов и настоять на обозначении роли туриндустрии в развитии Украины.
Задача туризма в умных странах – создавать потребительский рынок для продажи товаров собственного производства. Для этого украинскому туризму нужно взаимодействие с реальным сектором экономики. При нормальной координации такого взаимодействия уже в 2015 году для всего украинского товарного производства станет очевидно, что туризм – стратегическая отрасль для Украины. И относиться к отрасли нужно не как к бюджетопоглащающей, а как к бюджетообразующей. Дело вовсе не в финансовом, а в нормативном законодательном стимулировании туротросли. Стоит лишь задуматься, сколько 23-миллионный турпоток потребляет минеральной воды, мяса, молока, сигарет, алкоголя, а также использует постельного белья, униформы для персонала и прочего. И сколько из этого производит Украина?
Предлагаю простой расчет: среднестатистический иностранный турист тратит в Украине около $150-200 в сутки, период пребывания в Украине, согласно данным Гостуризмкурорта, составляет 7,2 дней. Следовательно, 24 млн. туристов (согласно тем же данным) за весь период пребывания генерируют потребительский рынок в более чем 495 миллиардов гривен. В посткризисный период сознательное управление таким потребительским рынком и его переориентация на чувствительные секторы экономики позволяет сбалансировать спекулятивное поведение игроков рынка, выполняет роль частичного компенсатора при объективном изменении центра тяжести в экспортно-импортных операциях из России на страны ЕС. Стоит лишь организовать связь, взаимодействие турбизнеса с производителем, стоит понять производителю логистику и требования турбизнеса, и эта связь тотчас рождает устойчивый кластер. Вот в этом и нужно искать выгоду для страны, а не в налогах от отелей или экскурсоводов, как это считают сейчас. Туристы ввозят в страну валюты больше, чем оставляет валютная выручка от угля и нефти. Но считать эти цифры сложнее, а еще сложнее "пилить" эту экономику, потому и интерес к туриндустрии заканчивается лишь выдачей лицензий туроператорам-выездникам. А дальше и вникать никому не хочется.
Поведение мировых брендов отелей, сетей и ТНК также зависит от турпотока. Скажем, если страна или дестинация популярна, интерес к ней растет в геометрической прогрессии. В ней видят перспективу «конечного потребителя», а не источник выкачки сырья. В мире насчитывают около 4-5 сотен транснациональных сетей, прямо или косвенно относящихся к туризму (гостиничные группы InterСontinental, Marriott, Hilton, Accor и др., сетевые туроператоры TUI, Thomas Cook, Kuoni, всемирно известные бренды одежды, аксессуаров, рестораны, фаст-фуды, авиакомпании и т.п.).
Поведение на рынке и стратегии инсталляции сетей существенно отличаются в разных странах. Анализ среза ключевых сетевых операторов демонстрирует несколько различий в их поведении в Украине и в среднеевропейской стране. Сети и международные операторы, как правило, используют две модели инсталляции на рынке. Для стран, рынок которых представляет интерес по ряду параметров, инсталляция происходит минимум в 10–15 городах, как правило, исходя из потенциального спроса (стратегия экспансии). Для менее стабильных стран, к которым относится Украина, модель инсталляции сводится к выходу на столицу плюс максимум на два административных центра (стратегия выжидания). Последняя модель используется обычно в качестве маркетингового хода для формального расширения географии и нередко ограничивается лишь открытием официального представительства компании в стране. В результате, в Украине представлено на 45% меньше международных сетей, чем в среднестатистической европейской стране, а интерес сильных игроков к Украине не генерируется. Большая часть из них работает только в Киеве, в формате официального представительства.
Рассуждая сугубо экономическими категориями, туризм — это экспорт услуг, и как следствие улучшение торгового баланса страны, вливание валюты. Это мечта и главная цель любой из стран ЕС – продавать услуги за валюту.
Туризм в Украине еще и элемент внутренней политики
Большинство жителей Украины не выезжали за пределы своей области и имеют минимальные представления о других регионах страны. Не нужно крайностей, плана поездок львовян в Донецк и наоборот. Львовяне, как и жители Донбасса, в большинстве своем никогда не бывали в Полтаве, Виннице или Одессе. Кроме того, ряд регионов имеет туристические возможности, которые интересны только (или в первую очередь) внутреннему туристу. Например, Черкасщина с историей Шевченко или запорожское побережье Азова, рассчитывающее летом именно на украинских туристов. Знание собственной страны – тоже патриотизм. К тому же внутренний туризм укрепляет единство Украины.
Уже сегодня можно через облгосадминистрации и мэрии, совместно с турбизнесом, организовать презентационные дни своего турпродукта в любом регионе. С пресс-конференциями, ворк-шопами, культурными программами. Денег бюджетных практически не нужно. Нужна организаторская функция.
Одним из маркеров внутреннего туризма является культура передвижения авиатранспортом. Это не только европейский стандарт повседневности, но и индикатор уровня развития страны. Сегодня внутренние авиалинии Украины самые слабые в Евразии, притом Украина входит в первую пятерку по размеру территории на континенте. Откуда же браться в таких условиях внутреннему туризму? Если сравнить, к примеру, с Польшей, страной, которая по большинству параметров сопоставима с Украиной, то при объективно более благоприятных территориальных и демографических характеристиках, Украина отстает от нее по показателям внутренних авиаперевозок примерно в 2,15-2,6 раза. А ведь площадь Украины превышает площадь Польши почти в два раза, а по населению мы опережаем соседей на 13,2%. То есть расстояние между основными административными, деловыми и культурными центрами и количество населения, которое потенциально передвигается по стране, больше именно в Украине. Эти факты являются преимуществом в возникновении спроса на внутренние авиаперевозки. При этом Украина реализует около 5 тыс. внутренних авиарейсов в год – против почти 11,5 тыс. в Польше (разница - <в 2,3 раза). Количество перевезенных пассажиров составляет 730 тыс. против 1, 52 млн. (<в 2, 1 раза), а соотношение между совокупным авиапассажиропотоком Украины и внутренним в Польше – 12,2% и 21,7% соответственно.
Отсутствие спроса на авиаперелеты существенно влияет еще и на ценовую политику. В результате цены на внутренние перелеты в Польше почти в 2 раза дешевле. Конечно же, такая ситуация объясняется, в первую очередь, уровнем доходов на душу населения, но тем не менее, формирование самой культуры путешествия внутри страны и популяризация собственных курортов и туристических преимуществ должно быть предметом заинтересованности политикума и правительства.
Туриндустрия Украины – инструмент внешней политики
Для успешного международного партнерства нужно вызывать к нашей стране ИНТЕРЕС, а не жалость. Именно сейчас, в период пристального внимания к Украине, нужно провести "Дни Украины" в каждой европейской столице. Презентации туристских продуктов, воркшопы, круглые столы, презентации национальной кухни. Нужно привозить музыкальные программы, художественные выставки и тд. Сейчас реально сделать это с поддержкой мэрий ЕС (залы, реклама, оргпомощь).
Инструмент – посольства Украины в столицах ЕС, диаспоры, турбизнес, презентующий свои турпродукты.
Бюджетных денег – минимум. Но орган, который должен был бы все это координировать, ликвидирован. Украина – единственная страна в Европе, где нет туристической администрации.
Много стран, прошедших через конфликтные ситуации, использовали туризм как инструмент коммуникации и донесения своего эго до остального мира. Грузия бы не стала одной из самых открытых, низко коррумпированных и безопасных стран в мире, если бы не считала туристов носителями мнения о своей стране. Рост количества туристов в Грузии в послевоенный период составлял 35-40% в год, за счет чего им и удалось развернуть на 180 градусов мировое отношение и восприятие своей страны. Каждый турист возвращался из Грузии с другим мнением о ней, он передавал эти эмоции другим.
Разница между нашими странами в том, что грузины сумели увидеть и прочувствовать, где есть реальный потенциал, вовремя его мобилизовали и получили быстрые дивиденды. Таких примеров много – так поступал после революции Египет, так после Фукусимы поступала Япония. В условиях постоянной войны успешно развивается туризм в Израиле.
Туриндустрия Украины – лаборатория перехода на стандарты ЕС
Почему мы не ЕС? Наши отрасли не готовы к саморегулированию и самоконтролю. Не готовы в разной степени. Например, медицина и образование Украины лишь через годы смогут приблизиться к модели минимальной доли государства в своем управлении. А вот туриндустрия уже готова к саморегулированию.
Уже в этом году можно передать ассоциациям турбизнеса:
1) лицензирование туроператорской деятельности;
2) обязательную категоризацию (присвоение звезд) отелей и здравниц;
3) добровольную категоризацию ресторанов и других объектов туринфраструктуры;
4) выдачу разрешений на турсопровождение (гиды, экскурсоводы).
В турбизнесе у нас работает высокоинтеллектуальный контингент. Люди, умеющие зарабатывать на создании настроения, имеющие хорошие коммуникативные способности и более всего желающие мира в нашей стране (ведь развитие туризма возможно лишь при стабильности).
Именно туриндустрия должна стать пилотной площадкой имплементации стандартов ЕС в Украине.
В коалиционном соглашение должно быть:
1. принятие Туристического кодекса (вместо полностью устаревших законов «О туризме» и «О Курортах»);
2. создание подкомитета ВРУ по вопросам туриндустрии в комитете по экономике;
3. создание Национального Агентства по Курортам и Туризму;
4. увеличение количества стран, граждане которых могут въезжать в Украину без виз;
5. увеличение срока безвизового нахождения на территории Украины до 360 дней в году (по примеру Грузии);
6. законодательное определение туристических кластеров или свободных туристических зон и др.
География внутренних авиарейсов Польши/Украины
Сравнение цен на внутренние авиарейсы Украины/Польши (грн.)
Александр Лиев, экс-министр курортов и туризма АРК, 19.11.2014
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022