Андрей Демура о соседских граблях
Иногда вспоминаю, как пять-семь лет назад с удивлением читал чуть ли не каждую неделю новости российских туристических порталов о том, что там то оператор обанкротился, то сеть какая-то распалась, то агентство скрылось с деньгами туристов… Особенно часто банкротились операторы. Думал: во дают, ну и бардак там у них.
Последние три года читаю то же самое, но уже на наших ресурсах и о наших компаниях. Безусловно, банкротства случались и раньше, но такой частоты и периодичности, как сейчас, не было никогда.
Банкротства «нового века», пожалуй, начались с 2009 года. Слобожане хорошо помнят «Слободу-Тур». «Карью» хорошо помнят все. Чуть меньше, но тоже помнят «Зету». И понеслась. Я уже не вспомню точную последовательность, но были еще ETA Ukraine (хотя и работали там в основном как консолидаторы) и Eray Tour (хоть никого не кинули, и на том спасибо). Появился и так же быстро ушел новичок Elaya Tour (или как-то так), старожил Bentour тоже пытался запустить активную деятельность в Украине, но за рамки Крыма она так и не вышла.
Уже свежее в памяти банкротство «Проланда» и первый прецедент в Украине, когда хоть кто-то получил компенсацию средств, хоть и не в полном объеме. Потом было много маленьких банкротств и уходов агентств и операторов по всей Украине. Прилично шатало «Джоин ап». Даже такой динозавр, как «САМ», переквалифицировался в агентство.
Событий хватает. Из последних – исчезновение Ростика из «Улетай», Димы Конопли из Харькова, сложности и приостановка работы сети «Куда угодно». Еще один довольно известный оператор среднего калибра находится на грани. В общем, хоть и говорил Леонид Данилович, что Украина – не Россия, но в туризме уже все очень похоже. И вместо того чтобы не наступать на грабли соседа, а идти своим путем, мы на них все-таки очень стараемся наступить. Даже не наступить, а запрыгнуть с разбега.
Под видом заботы о туристе крупные туроператоры уже третий год пытаются пролоббировать изменения в законе «О туризме». Не буду на этом детально останавливаться: реальные цели находятся на поверхности и довольно очевидны. Путем значительного увеличения финансовых гарантий крупные вытесняют мелких. Это логично, их тоже можно понять. Но просто не надо маскировать это под заботу о туристе. В России тоже давно приняты немаленькие ФИГи. Помогло? Ответ в аббревиатуре.
Мой вариант – страхование каждой конкретной заявки на случай невыполнения туроператором своих обязательств или ненадлежащего их выполнения. В народе это называется «страхование от банкротства». И пока все кричат о том, как они заботятся о туристах, туроператор «Анекс Тур» и СК «Альфа-Страхование» тихонько и без лишнего пиара это уже давно реализовали. Страховой полис в каждом турпакете этой компании покрывает подобные риски. Берите пример, коллеги, и оставьте «мелких» в покое!
Андрей Демура, директор турфирмы "Аполло-тур"
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022