Равиль Хамитов о четвертом факторе

Прошедший декабрь напомнил мне одну историю.

В конце 90-х годов меня пригласили на море, в пятизвездный и очень пафосный отель. На месте выяснилось, что там еще и конференция проходит на тему управления продажами в туризме – а я как раз очень люблю, когда умники собираются, чтобы поумничать.
И вот сижу я на конференции, слушаю всякие мудреные рассуждения про целевые аудитории, про фокус-группы, ... и под конец, когда уже все расслабились, решаю высказаться:


– Тут много говорили о том, что влияет на продажи, но на самом деле есть всего три механизма управления ими: цена, качество, реклама. И никто ничего больше пока не придумал.

Все, конечно, стали обсуждать, приводить примеры, а как же то, а как же это, но быстро выяснилось, что все это действительно разновидности указанных трех факторов.

– Но знаете, есть еще четвертый фактор, добавляю я.

Все достали блокноты записывать, смотрят на меня – ждут истину.

– В середине 90-х годов в городе Харькове во время проливных дождей канализационная вода попала в питьевую. Всю воду в Харькове выключили, потому что использовать ее было нельзя. Чистую подвозили к домам на машинах. Так прошел день, второй, третий. А потом у всех турагентств резко стали увеличиваться продажи. За две недели они выросли в пять раз. Люди летели куда угодно: Португалию, Испанию, Турцию, Болгарию – лишь бы только на подольше.


Через полгода – та же ситуация в Мариуполе. Летом ломается станция на заводе Ильича и в Азовское море начинают выливаться сточные канализационные воды. В результате загрузка пансионатов резко падает, потому что купаться нельзя, пить воду нельзя, в общем – карантин.
Как видим, ситуация одна и та же, но влияет она по-разному. В одном случае привела к падению, в другом – к увеличению продаж.

Все, кто записывал за мной, растерялись:

– Так а что же это за четвертый фактор?!

– Четвертый?.. Дерьмо. Оно иногда случается.

 

Равиль Хамитов, 

гендиректор "Сети Агентств Горящих путевок",

24.12.2013

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS