За перевозку посла Туниса – штраф для МАУ

Госпогранслужба оштрафовала «Международные авиалинии Украины» на 8,5 тыс. грн. за перевозку из Москвы в Киев тунисского посла в России и по совместительству в Украине. 24 марта у посла почему-то не оказалось украинской визы в его диппаспорте, зато было желание посетить выставку UITT. И он его осуществил: визу ему выдали в аэропорту в тот же день. Однако пограничники посчитали, что это не имеет значения, поскольку на момент посадки в самолет визы в паспорте у пассажира не было.

МАУ подала административный иск к Отдельному контрольно-пропускному пункту «Киев» Государственной пограничной службы Украины, попросив признать противоправным постановление № 47 от 2 апреля 2015 года о наложении штрафа и отменить его.

Однако окружной админсуд Киева 13 июля в иске МАУ отказал, сочтя, что даже обладание дипломатическим паспортом гражданина Туниса, в котором отсутствует виза Украины, не дает лицу права на въезд в Украину, и это привело к нарушению, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 1 Закона Украины "Об ответственности перевозчиков во время осуществления международных пассажирских перевозок".

МАУ же ссылалась на особый правовой статус пассажира, имеющего право на соответствующие разрешения, привилегии и на специальный порядок въезда/ выезда, что исключает обязанность получения визы.

При рассмотрении дела суд установил, что действующие на момент пересечения границы послом Тунисской Республики (так официально называется страна) «международные договоры между Украиной и Республикой Тунисом не предусматривали безвизового въезда граждан Республики Туниса в Украине независимо от паспортного документа, а потому пассажир не имел права въехать на территорию Украины без получения визы».

При этом суд в своем решении сослался на статью 11 «Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности», что, вероятно, должно было впечатлить МАУ и тунисского посла.

В дальнейшем, как установлено судом, пассажир был пропущен через государственную границу на основании визы, выданной оперативным отделом департамента консульской службы МИД в аэропорту "Борисполь".

Далее суд отметил, что Департамент консульской службы МИД «оформляет визы в пункте пропуска через государственную границу иностранцам и лицам без гражданства, которые не смогли заблаговременно оформить визы в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Украины и имеют уважительную причину безотлагательно въехать в Украину, в частности: 1) с дипломатической или служебной целью по ходатайству органов государственной власти Украины; (...) 5) с целью активизации взаимодействия в области культуры и спорта, а также обеспечения интересов в сфере внешней политики или других сферах, которые являются жизненно важными для общества, или по гуманитарным вопросам», то есть поездка посла Туниса на киевскую туристическую выставку вполне подходит под это определение.

Любопытно, что столичный админсуд 13 июля написал: «На официальном сайте МИД Украины размещена информация о том, что оперативный отдел департамента консульской службы МИД в аэропорту "Борисполь" оформляет краткосрочные визы типа "С": 1) гражданам Антигуа и Барбуды, Барбадоса, Республикы Маврикий, ОАЭ, Республики Эль Сальвадор, Республики Сейшельские Острова и Турецкой Республики для въезда в Украину с целью туризма при наличии документов, подтверждающих туристический характер поездки согласно Закону Украины "О туризме"; 2) иностранцам и лицам без гражданства, которые не смогли заблаговременно оформить визы в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Украины и имеют уважительную причину безотлагательно въехать в Украину, в частности: с дипломатической или служебной целью по ходатайству органов государственной власти Украины...»

Во-первых, на том же сайте МИД написано, что въезд для граждан Турции «безвизовый до 60 дней»: http://mfa.gov.ua/ua/consular-affairs/entering-ukraine/visa-requirements-for-foreigners

Во-вторых, прямо над таблицей с безвизовой Турцией написано так: «Разові візи на строк до 15 днів для в’їзду в Україну громадян Антигуа і Барбуди, Барбадосу, Республіки Маврикій, Об’єднаних Арабських Еміратів, Республіки Ель Сальвадор, Республіки Сейшельські Острови та Турецької Республіки з метою туризму оформляються в аеропортах «Бориспіль», «Одеса» та Одеському морському торговельному порту за наявності документів, що підтверджують туристичний характер поїздки». То есть информация о выдаче краткосрочных виз гражданам Турецкой Республики и еще 6 стран явно устарела.

Исходя из логики пограничников и суда, лететь в Борисполь и Одессу без визы в паспорте могут только граждане упомянутых 7 стран, а также государств с безвизовым режимом – за остальных иностранцев авиакомпанию можно и нужно штрафовать, даже если им потом выдадут визу в аэропорту.

«При рассмотрении дела судом также выяснено, что после принятия решения об отказе в пересечении государственной границы на въезд в Украину пассажира по причине того, что у такого пассажира отсутствует виза Украины и опубликования такой информации, департамент стран Ближнего Востока и Африки, служебной запиской от 24 марта 2015 № 650/71-500-734, обратился в Министерство иностранных дел Украины относительно оформления визы послу Тунисской Республики в Украине по совместительству (с резиденцией в Москве) для участия в туристическом салоне «Ukraine International Travel and Tourism» и проведения встреч в МИД Украины, по результатам рассмотрения которого пассажир получил визу, оформленную оперативным отделом департамента консульской службы МИД в аэропорту" Борисполь". При этом, суд отмечает, что указанное письмо оформлено не заранее, а в день прибытия пассажира в Украину», - постановил судья Гарник.

«При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что именно получение пассажиром визы в аэропорту "Борисполь", по убеждению суда, является подтверждением факта отсутствия у такого пассажира визы на время проверки истцом наличия документов, необходимых для пересечения границы», - добавил он и сослался на постановление Киевского апелляционного административного суда от 23 апреля 2015 года.

В этом другом деле фигурировал работавший в Китае дипломат Эквадора, который летел на МАУ из Рима в Киев без украинской визы 11 сентября 2014 года. За него пограничники тоже оштрафовали МАУ на 8500 гривен, и авиакомпания пока проиграла все суды по этому случаю. Однако 24 июня Высший админсуд Украины открыл по жалобе МАУ кассационное производство и дал пограничникам до 15 июля возможность предоставить свои возражения. Так что в ближайшее время в деле эквадорского дипломата может быть поставлена точка, которая создаст судебный прецедент.

Пока же админсуд Киева счел доводы авиаперевозчика «чисто формальными, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие с его стороны правонарушения, связанного с осуществлением международных перевозок, а именно перевозки через таможенную границу Украины пассажира без визы Украины, что не дает пассажиру право на въезд в Украину, представителем истца суду не предоставлено». Поэтому, хотя МАУ оплатила судебный сбор в размере 182,70 грн., с нее в пользу бюджета суд взыскал еще 1644,30 грн.

Turprofi.com.ua проследит за развитием этой истории.

Юрий Свирко, 17.07.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS