Пить или не пить перед полетом?
В шутке о том, что хороший турагент обязательно должен быть седым, есть доля правды. Не может спокойно спать человек, которому звонят по ночам попавшие в очередную историю клиенты. Буквально на днях два специалиста рассказали Turprofi.com.ua, как турист, пивший всю ночь в одном из азиатских аэропортов, утром не попал на самолет — его туда не просто пустили (естественно, он сразу позвонил в ТА с вопросом, что делать).
«Мне тоже как-то позвонил коллега из аэропорта и спрашивает, не мои ли это туристы в тельняшках сидят возле «дьюти фри» и выпивают? Мол, сегодня же день ВДВ, так что готовься — кто-то у тебя не улетит. Меня холодный пот прошиб — ведь точно! Но все обошлось, пустили их на борт», - поделилась своими воспоминаниями одна из турагенток.
Кого пускают на борт пьяным, а кого — нет?
Эксперты утверждают, что все зависит от авиакомпании, от того, куда она летит и степени буйства выпивших.
«Если пассажир ведет себя неадекватно или агрессивно на земле, он может представлять угрозу в небе. Но политика в отношении нетрезвых людей у различных авиакомпаний отличается. Если для одних пассажир с запахом спиртного — просто пассажир, то, например, на рейс авиакомпании Wizz Air он не попадет», - объясняет руководитель пресс-службы аэропорта «Киев» (Жуляны) Галина Богданенко.
По ее словам, люди чаще всего выпивают уже в зоне «дьюти фри», пройдя погранконтроль. И так как отказ в посадке — это сбой в работе, решение о нем агент по обслуживанию пассажиров самостоятельно не принимает. Он сообщает о проблеме представителю авиакомпании, который и решает, ориентируясь на состояние и поведение клиента, что с ним делать. Иногда приходится привлекать полицию.
Директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий подтверждает, что лоукостеры относятся к нетрезвым пассажирам гораздо хуже, чем традиционные компании, которые часто сами продают на бортах алкоголь (это у них дополнительная статья доходов). «Пассажиров пускают на борт хендлеры. Если человек не ведет себя агрессивно и стоит на ногах, то они предпочтут не связываться и отправить его на борт. Но у Wizz Air и Ryanair очень четкая установка на этот счет. И на рейсы этих авиакомпаний чаще всего не пускают пьяных пассажиров или передают их в руки правоохранителей по прилету. При этом все серьезно зависит от того, в каком аэропорту приземлится самолет, потому что в разных странах — разная судебная практика», - уточняет эксперт.
Самое строгое законодательство — в Великобритании, рассказывает он. Статистика свидетельствует, что в этой стране ежедневно возбуждают как минимум одно уголовное дело против пьяных пассажиров на борту. В том числе против тех, из-за кого самолету пришлось совершить вынужденную посадку. «Причем героями этих дел выступают обычно две категории пассажиров: гастарбайтеры, которые возвращаются на заработки из отпуска и перед очередным рабочим периодом стараются «напробоваться» дома дешевого алкоголя, и молодые британцы, которые по степени любви к алкоголю ничем не отличаются от распиаренных русских», - высказывается Александр Ланецкий.
Вину таких пассажиров в Британии определяют судьи — могут просто дать штраф на 800 тысяч фунтов и заставить оплатить расходы авиакомпании на доппосадку, если такая была. Например, осенью 2017 года суд приговорил британца, который в состоянии алкогольного опьянения вышел в туалет, закурил и засунул непогашенную сигарету в мусорный отсек, из-за чего самолет едва не сгорел. Так вот британца приговорили к семи годам тюрьмы, поскольку он создал реальную опасность для пассажиров. Причем, это было уже решение апелляции. Первая судебная инстанция дала ему пять лет, но он был не согласен и вторая инстанция добавила ему еще два года, разводит руками Александр Ланецкий. «И правильно, наверное. Одно дело — пассажир плюется в стюардессу, хотя и это очень плохо, а другое — поджигает самолет. Судьба такого нарушителя зависит от степени опасности его поведения», - уточняет специалист.
С точки зрения буквы закона, пассажиры в состоянии алкогольного, наркотического и т.п. опьянения вообще не допускаются к перелету, рассуждает эксперт авиации Виктор Логвиненко. «Но понятно, что все мы люди и если полностью руководствоваться правилами, то больше половины с некоторых рейсов придется снимать. Большинство пассажиров объясняют свою любовь к зеленому змию страхом полета. Однако я думаю, что это просто отмазка. Как говорил один старый командир, «они летать не боятся, они падать боятся».
Основное и самое главное правило — состояние пассажира должно быть адекватным (он должен дойти до самолета своими ногами, не должен создавать проблем ни другим пассажирам, ни экипажу). Оценивать его физическое состояние могут на двух пунктах: регистрация и посадка в самолет (накопитель, телетрап). Но ни в коем случае не на борту, отмечает Виктор Логвиненко. На борту — юрисдикция экипажа. Аэропорт же отвечает за доставку вменяемых пассажиров и несет за это ответственность. Если подобный клиент пройдет на борт — ждите разбирательства, притом серьезного: с опросом тех, кто участвовал в процессе регистрации и посадки.
«На регистрации всегда смотрят, в каком состоянии пассажир. Запах — не показатель, главное, чтобы человек не вел себя агрессивно. Если видно, что пассажир уже здорово выпил — ему делают предупреждение, что “вы уже достаточно приняли, и мы имеем полное право вас снять с рейса”. Чаще всего такое замечание приводит пассажира в чувство и он ведет себя адекватно. Но нужно понимать, что в аэропорту устных предупреждений не бывает. В системе регистрации ставится соответствующий комментарий: “Не принимать к перевозке без разрешения представителя / старшего смены”. Если человек на регистрации ведет себя агрессивно / вызывающе по отношению к сотрудникам регистрации и / или пассажирам — ему отказывают в регистрации. Производится offload в системе с соответствующим комментарием, который находится там и выходит в распечатках документов, которые хранятся 3 года, - делится информацией Виктор Логвиненко. — Во время посадки — принципы те же, но тут уже ничего не прощают и не уговаривают. Время против нас — лучше сразу принять решение и снять багаж».
Другой авиатор, которого также зовут Виктор, добавляет, что выпивших небуйных пассажиров пускают на борт, но могут посадить в последний ряд (там в углу их легче нейтрализовать). Если возникает на борту конфликт, то зачастую стюардессам помогают утихомирить буянов небезразличные пассажиры. Связывают их. А в ситуации, угрожающей безопасности полета, капитан имеет право совершить немедленную аварийную посадку в ближайшем пригодном аэропорту на маршруте. Бортпроводники тут же составляют документ о произошедшем и сообщают в полицию в пункте посадки. По прибытии нарушителя встретят с наручниками. Он также должен будет оплатить незапланированную посадку. «Это 10 000$ как минимум. Порядок цифр там — мало не покажется: взлёт, посадка, топливо, стоянка... ещё и моральная компенсация другим пассажирам», - перечисляет Виктор.
Поэтому можно сказать, что пьяному пассажиру делают одолжение, когда не пускают его на борт. Потому что если он во все это ввяжется, может потерять гораздо больше, чем просто билет.
Александр Ланецкий предостерегает и трезвых путешественников: «Ввязываясь в драку на борту, нужно быть очевидно на хорошей стороне. Именно чтобы стюарды видели, что ты на хорошей, иначе могут высадить всех участников конфликта, не разбираясь, кто прав, а кто виноват. Зато пьяный будет виноват априори. Поэтому если после выпивки ты начинаешь буянить, не умеешь останавливаться и вести себя — не пей. Доппосадка — это сразу 10 тыс долларов из твоего кармана. Поэтому просто оставайся человеком».
"Пьяные" случаи
«У меня была одна клиентка. Летела в «Адам и Еву» на 11 дней одна. Напилась в самолете, просилась в кабину пилота покурить. Даже давала 500 долларов стюардессам. Из самолета ее выносили. В отеле — ангелы каждый день заносили в номер. Смеялись, что бирку надо повесить, чтобы знать куда нести. Но вот не высадили ее из самолета ни разу. Зато из Израиля двух мужчин депортировали за то, что выпившие были. Они туда летали много раз, поэтому сильно удивились. Писали письма на возврат, но ничего не получили», - вспоминает гендиректор «Зевс Тревел» Юлия Тараненко.
«Из интересных случаев в голову приходят только два, - рассказывает Виктор Логвиненко. - Как-то летел нами батюшка (святой отец). Он пришел на регистрацию изрядно разговевшись и по правилам ему было сделано замечание. Батюшка выслушал его, отошел на метр от стойки регистрации, перекрестил ее вместе с агентом и произнес: “Изыди, сатана!” Увидев такую реакцию, я подошел и объяснил ему “политику партии”. При этом батюшка признал свои ошибки и внял рекомендациям более не остаканиваться. Я тогда предупредил, что если нарядный придет на посадку — возьму грех на душу и не пущу в самолет. Все закончилось хорошо — на посадку батюшка пришел нормальный, в миролюбивом настроении, отпустил грехи сотрудникам посадки и спокойно улетел.
А второй случай был, когда морячок путешествовал уже не помню из какой страны, но транзитом через Стамбул на Киев. Моряки — это вообще зона риска для любой авиакомпании. При этом, когда они летят на on-sign (на судно) — всегда нормальные, но вот когда off-sign (после вахты домой) — вот тут уже отрываются по полной программе. Наш случай был как раз off-sign. Мужичок изрядно поддал, правда, шел прямо, вел себя спокойно и войдя в самолет в Стамбуле — пристегнулся и лег спать. Но после того, как самолет вылетел, у нас по метеопоказаниям закрыли аэропорт и командир принял решение уйти на запасной аэродром, в тот момент это был Бухарест. Сели, пассажиров начали выгружать в автобус, чтобы отвезти в аэропорт. Нужна была дозаправка, а с ними в самолете это запрещено (или нужно подгонять пожарные машины). Экипаж решил не издеваться над людьми и вывез их в терминал, чтобы ноги размяли. И наш главный герой после остановки самолета в Бухаресте проснулся. Когда в иллюминатор он увидел вывеску аэропорта «Бухарест», то ухватился за кресло и напрочь отказался выходить. Никакие уговоры экипажа не помогли — ему пытались объяснить на английском и на тарзанском, что, мол, заправимся и скоро полетим в Киев. Не помогло: пассажир только говорил — my city is Kiev, I don’t want Bucharest. Делать нечего — из-за одного пассажира подогнали пожарку. Но долетели нормально. А в Киеве его встречала жена. Поинтересовалась, почему он трезвый, а клиент ответил, что после того, как побывал в Бухаресте, завязывает со спиртным навеки».
«Мы часто работаем с моряками, - поддерживает тему гендиректор одесского ТА «Инскай» Оксана Замфира. – Бывает так, что крюинг требует срочный перелёт и ты можешь найти не особенно много вариантов, но клиент выдвигает требование: только авиакомпании, где кормят бесплатно! Однажды на мой вопрос «почемуууу?» (мне кроме первого сегмента на прямом рейса FZ особенно и предложить было нечего, а там ведь платно еда) он ответил: «Моряки так хотя бы закусывают и долетают до пункта назначения».
«Мой самый запомнившийся случай — с пьяными белорусами, перекрывшими границу. Я даже не знаю, как они возвращались назад из Египта. Знаю только, что МИД направил ноту по этому поводу. Думаю, с ними разбирались дома. Потому что "надо меньше пить!" (с). А еще случай был: пассажир, которого не пустили на рейс, повалился на выставку детского рисунка и разбил почти все рамки. Но компенсировал их стоимость», - поделилась Галина Богданенко.
«Однажды я летел в Лилль на Ryanair. Основная публика там — гастарбайтеры. И один из них, не такой и пьяный, стал обзывать соседку — недовольную пожилую женщину. Стюарды их рассадили, а когда борт приземлился, приехала специальная полиция — нечто среднее между нашей полицией и СБУ. И вся гастарбайтерская публика, которая почти бросилась на выход, мгновенно села и ждала тихонечко в течение десяти минут, пока допрашивали этого мужчину, потому что стюард сказал им «сядьте на место, пожалуйста». В европейских странах за нарушение порядка на борту действительно наказывают — и все это знают. У нас, к сожалению, пассажиры редко несут ответственность за свое поведение, могут еще и угрожать, рассказывая, кто у них мужья, жены, отцы...», - объясняет Александр Ланецкий.
Эксперт по имени Виктор (который не Логвиненко) уточняет, что допуск нетрезвых пассажиров на борт — это в первую очередь вопрос безопасности полетов и комфорта остальных пассажиров. Самолет — это место, где находятся другие люди, и что немаловажно — дети, которым уж точно не нужно слышать, что скажет выпившая тетя или дядя, думающие, что их замечания забавны. «Оказавшись в такой ситуации сам, понимаешь, чем это может быть чревато. Я один раз стал свидетелем того, как на высоте 10 км пассажир настойчиво просил стюардессу открыть ему дверь. Другая девушка ещё в автобусе после Бейлиса закричала: «Я буду рада сегодня со всеми вами умереть!» Безусловно, таких пассажиров необходимо отстранять от полёта. Они могут нанести вред остальным и имуществу авиакомпании», - резюмирует эксперт.
Валерия Овсяник, 28.02.2018
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022