Не подписывай договор, пока не предупредишь туриста

 

Минэкономики предлагает расширить сферу действия закона, который касается терминалов. Уже готов проект постановления Кабмина, который обяжет всех субъектов хозяйствования, продающих товары (включая продажи дистанционным способом) или предоставляющих услуги, обеспечить возможность безналичных расчетов с использованием терминалов.

 

Для работающих на общей системе налогообложения срок установки платежных терминалов — до 1 июля 2018 года. "Единщики" второй и третьей групп с торговой площадью до 20 кв. м, которые работают в городах, должны будут обеспечить возможность безналичного расчета до 1 января 2019 года. Для таких же "единщиков", работающих в селах, терминалы станут обязательными с 1 июля 2019 года. А для "упрощенцев" конечный срок установки терминала — до 1 января 2020 года.

 

С точки зрения возможности расчета картами в любом месте страны, это прекрасное новшество. Однако у туркомпаний могут возникнуть сложности. Прием денег через терминал увеличит стоимость туров на сумму комиссии эквайра, что не предусмотрено законом и может создать турагентам проблемы в общении с туристами.

 

«Для юрлиц и ФЛП-шников большинство предложенных в проекте изменений существует уже давно. Другое дело, что для физлиц-предпринимателей эти новшества не были обязательными. Турфирма с офисом, где идет прием наличных обязана иметь терминал и сейчас. Неважно, есть ли у нее PPO или нет — терминал не предполагает наличия РРО для ФЛП на едином налоге — можно работать дальше с наличкой, только рассчитываться картой). Но штраф за отсутствие терминала сходу составит 8,5 тысяч гривен», - констатирует налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская.

 

Эксперт напоминает, что Украина присоединилась к многочисленным документам ЕС по свободному движению капитала. А в Европе в каждом такси, в каждой «конурке» рассчитываются картами. И это общая тенденция (расчеты без бумажных денег). Так что очередной проект Кабмина внедрят без сомнений. Вопрос только, чем это будет чревато для предпринимателей.

 

«Терминал, конечно, есть не просит. Но если на нем нет движения, то его или отнимут, или будут насчитывать абонплату — тогда он превратится в статью расходов. Для галочки оборудование не дадут, поэтому ставить его нужно для работы», - объясняет Александра Томашевская.

 

Она отмечает, что расчеты через терминал в туризме — это отдельная история. К примеру, вы продаете авиабилет за 100 тысяч гривен, где сервисный сбор — полторы тысячи. Комиссия эквайра составляет около 3%, то есть три тысячи гривен. Получается, что эта комиссия вводит сделку с минус. «У меня была клиентка, которая пошла навстречу своему туристу, он купил билет за 49 тысяч, а на счет пришло 48 — то есть они продали в минус. Вот и получается, что установка терминала делает услугу в туризме дороже на сумму комиссии эквайра. И это нужно будет каждый раз клиенту говорить: если вы рассчитываетесь картой, то сумма становится больше на сумму комиссии эквайра, поскольку она не заложена внутри», - делает вывод Александра Томашевская.

 

По ее словам, наценка крупных предприятий, например, супермаркетов «Сильпо», позволяет получать деньги меньше на сумму комиссии эквайра. Но в туризме это непозволительная роскошь: комиссионные очень маленькие по сравнению с суммой тура, а еще если учитывать скидки... Путевка может стоить 100 тысяч, а комиссия 100 долларов. И при расчете картой все это вообще не имеет смысла. «С одной стороны, закон надо выполнять, а с другой — приходится крутиться. Некоторые просто выключают из розетки терминал и говорят, мол, ой, что-то нету связи. Никто не хочет терять деньги. И я уже молчу, что многие вообще не проводят деньги официально. Но тем, у кого стоит терминал, приходится объяснять клиентам с кредиткой, что заплатить через терминал дешевле, чем снимать наличку с кредитки, где комиссия составит 4%, а дальше вести торг по комиссионным», - рассказала эксперт.

 

Остается загадкой, каким образом обяжут ставить терминалы тех, кто продает туры дистанционно. «Если я сижу дома, торгую путевками и человек мне платит по выставленному счету, то куда я себе прикручу терминал? Поэтому я думаю, что речь тут идет об интернет-магазинах, а не о турагентах-надомниках. Потому что нельзя оштрафовать меня, если я сижу дома. Проверка ходит по офисам физически. И если у тебя нет офиса, то им тебя не найти».

 

Закавыка с терминалами в том, что турагентам придется компенсировать свои расходы на эквайринг, повышая стоимость туров при оплате через терминал, а для потребителя это болезненно, констатирует Александра Томашевская. По ее словам, это законодательная ловушка: ты либо один закон нарушаешь, либо другой. За манипулирование ценами можно получить жалобу от туриста, если он не вникает в происходящее. Возможно, придется делать прайс и указывать, что при оплате через терминал расценки повышаются, чтобы для туриста это не было сюрпризом. «У нас люди за хлеб торгуются, а тут суммы гораздо большие фигурируют», - предупреждает эксперт.

 

Руководитель Киевского центра поддержки и развития бизнеса Дмитрий Гарный не рекомендует турагентам менять стоимость тура после подписания договора (по закону в нем должна быть указана стоимость услуг, которую нельзя просто менять в одностороннем порядке).

 

«Когда идет расчет за туруслуги, предполагается, что есть договор с туристом, существенное условие которого — стоимость услуг. И если в договоре указана стоимость тура, к примеру, 50 тысяч гривен (куда не заложены дополнительные расходы на эквайринг), вторая сторона (турист) должна заплатить 50 тысяч и не более. Иначе это будет попытка одностороннего изменения условий договора, что не допускается по гражданскому законодательству. В таком случае турист вполне обоснованно может отказаться доплачивать что-либо сверх указанного. И будет иметь право требовать у туркомпании оказания услуг за ту цену, которая указана в договоре», - высказывается Дмитрий Гарный.

 

Он советует менеджерам ТА выяснять, каким образом турист намерен расплачиваться за тур (наличными, через банк или картой), еще до того, как будет подписан договор. «Если картой, то желательно устно объяснить клиенту, что при расчете через терминал списывается дополнительный процент. Если турист согласен на это, то в договоре на туробслуживание просто указывается стоимость путевки с учетом этого процента — желательно не дописывать такие вещи, как оплата туристом эквайринга. Просто стоимость тура увеличивается. Думаю, в большинстве случаев люди отреагируют адекватно», - полагает эксперт.

 

Собеседник не исключает возможности жалоб в органы защиты прав потребителей от неподготовленных туристов. Допустим, клиент подписал договор на туробслуживание сегодня, и там указано, что полная оплата тура должна быть произведена через месяц (хоть такое и редко бывает). А за это время происходят законодательные изменения. И туриста, решившего рассчитаться картой, просят доплатить. В случае конфликта он может написать жалобу в Укравление по защите прав потребителей на то, что до момента подписания договора он не получил исчерпывающей информации об услугах и ценах туркомпании — был дезинформирован.

 

«По закону «О защите прав потребителей» штраф за то, что агент не уведомил туриста обо всех деталях тура, его стоимости и поставщиках, что-то скрыл или не договорил, может составлять до 30% от стоимости услуг, реализованных с нарушением. То есть за тур стоимостью в 100 тысяч гривен можно получить штраф 30 тысяч гривен. Но я не думаю, что это будет массовым явлением, поскольку все эти вопросы или конфликты должны решаться в момент подписания договора или просто по-человечески в ходе переговоров. Большинство турагентств не допустят раздувания конфликта до такой степени, чтобы турист побежал в инстанции по защите прав потребителей», - резюмирует Дмитрий Гарный.

 

Валерия Овсяник, 16.01.2018

 

Договор в ваучере: что делать агенту?

  

Некулинарное шоу: как не уехать на отдых

 

Агенты продолжают подставлять своих туристов?

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS