Украинцы переедут в Египет или кто-то закроется?

 

В этом году с Египтом происходит что-то невообразимое — цены на туры такие низкие, что вызывают у экспертов опасения за благополучие туррынка. «4 звезды на двоих весь ноябрь продаются по 490-500 долларов на двоих. При комиссии 15-16% нетто тура составляет 417 долларов. При средней цене билета 230 долларов получается, что даже билеты продаются по цене, которая ниже себестоимости минимум на 40 долларов за двоих. А отель, трансфер и страховки вообще сюда не включаются. 5 звезд на двоих продаются в среднем за 540 долл. Другими словами, стоимость пакета (по 227 долларов за одного без комиссии) также не покрывает перелет, не говоря о проживании и прочих обязательных услугах», - на условиях анонимности высказывается один из экспертов.

 

По его словам, операторы в среднем теряют по 100-150 долларов на каждом клиенте, который летит в Египет по названным ценам. И это еще не самый плохой вариант.

 

Конечно, рынок таким раскладом не напугаешь. Мы помним времена, когда билеты продавались и в ноль, отмечают в туркомпаниях. К тому же это подстегивает туристов: многие смогут позволить себе отдых в Египте за счет туроператоров — сегодняшние цены на недельный отдых в Шарме стартуют от 200 долларов за человека. «Но так продолжаться не может — объемы перевозки в Египет колоссальные и ничем не объяснимые. У одного «Анекса» — более 60 рейсов в неделю. К нему вплотную подходит Join up!, у которого вылетов примерно столько же. Далее традиционно идет TPG с гораздо меньшим объемом — 17 рейсов в неделю, а также Coral Travel, TEZ Tour, Pegas Touristik, TUI и другие. Общий объем рынка — более 150 рейсов в неделю. Очевидно, что туристов не хватает и операторы подгорают. Рейсы, особенно региональные, летают с загрузкой в 50-70%. Это причиняет операторам еще большие убытки», - переживает еще один собеседник.

 

"Я не согласен. Все то же самое можно сказать о работе авиакомпаний-лоукостеров. Замените только турпакет на авиабилет. Там и по 1 евро есть, и по 10 евро и по 20 евро. Нельзя оценивать только ту часть самолета, которую просто нужно догрузить, чтобы не улететь пустым. А зарабатывают туроператоры на продаже дорогих отелей", - высказывается глава IT-Tour Юрий Авдеев.

 

Другой специалист предлагает подсчитать самим: даже если только половина всех рейсов летает в Египет с убытками, их суммы получаются очень внушительными. К примеру, среднее количество кресел в самолете — 200. Допустим, убыток на каждом составит 100 долларов. Значит, на 75 рейсах туроператоры теряют полтора миллиона долларов. В месяц эта сумма может достигнуть 6,5 млн долларов. Конечно, при условии, что убытки — не больше 100 долларов на человека.

 

«Учитывая, что сам по себе захват рынка не представляет какой-либо ценности, а утраченные объемы легко восстанавливаются при появлении спроса, получается, что разумных мотивов для таких объемов нет. Если, конечно, у операторов нет крайней необходимости в cash flow, чтобы закрыть дыры в бюджете. Летний турецкий сезон был далеко не самым удачным, поэтому источников для погашения убытков у многих попросту нет. И хорошо, если при этом остаются доходы в других странах. Если нет, то положение у них может быть крайне затруднительным. И я даже начинаю переживать, как бы чего не вышло. Остается надеяться лишь на то, что все украинцы решать мигрировать на зиму в Египет», - делится мыслями глава одной из туркомпаний.

 

Что думают по этому поводу лидеры рынка? Мы обратились к некоторым из них за комментариями.

 

«TEZ Tour всегда просчитывает количество туристов, необходимое для безубыточного оперирования. Мы не хотим терять деньги, и не планируем объемы больше, чем можем продать», - говорит коммерческий директор туроператора Аркадий Маслов, не желающий обсуждать конкурентов.

 

Он уточняет, что 40% путевок в его компании раскупаются за 2-3 месяца до вылета. «Конечно, многое зависит от того, что именно продавать. У TEZ Tour отличный контрактинг, собственные принимающие офисы, новый транспорт и обученные гиды. И мы единственная компания, работающая на таком уровне. Поэтому не только не переживаем по поводу сезона в Египте, но и нацелены на хорошую прибыль. Пусть переживают другие», - гордо заявляет Аркадий Маслов.

 

Однако его коллеги из других ТО считают, что общая атмосфера на туррынке отражается на продажах абсолютно всех туроператоров.

 

«Ситуация по Египту крайне непростая, - отмечает представитель TPG Артем Бурко. - Все теряют и теряют много. Объемы явно завышены и значительно превышают спрос. Мы даже рассматриваем возможность оптимизации египетской программы. Но учитывая то, что она и так невелика, полагаю, сокращения будут несущественными».

 

Исходя из количества рейсов оператора (17 в неделю) можно предположить, что под большими потерями Артем Бурко имеет в виду около 1 млн. долларов в месяц. Это, видимо, меньше, чем у некоторых других ТО, но все равно неприятно.

 

«Наверное, неправильно лезть в карман к туроператорам и выяснять из каких элементов они составляют свой тур, - отмечает глава другого, не такого крупного ТО. - Меня смущает, когда все вокруг теряют, но продолжают продавать Египет. Получается, что все они альтруисты и работают бесплатно. Но если бы так было на самом деле, все бы уже все поотменяли. А если они продолжают летать, значит, им это выгодно».

 

Собеседник допускает, что кому-то выгодно продавать туры в ноль. Если, к примеру, оператор договорится с принимающей компанией, что туристов будут принимать вообще бесплатно, но брать с них на месте за экскурсии, причем часть этих денег пойдет в карман ТО. «Да, стоимость тура дешевле, чем перелет — это правда. Но ведь убытки можно компенсировать другими вещами. И тут вопрос — за счет чего именно. У каждого свои методы», - объясняет эксперт. Когда ТО продают 3-4* за копейки, то вполне возможно, что при этом 15% рейса будет заполнено туристами в отели 5*, на которых будут отбиты все потери по дешевым турам, рассуждает он.

 

«И не забывайте о компенсациях, которые правительства таких стран, как Турция и Египет, выделяют на чартерные рейсы. Вполне возможно, что и эти деньги сразу закладывают в стоимость турпакетов, фактически делая туристам подарок — скидку. Поэтому утверждать однозначно, что все несут убытки нельзя. В то же время есть компании, которые живут на оборотных средствах и не заинтересованы что-либо сокращать. Они будут только наращивать. И для таких компаний как раз важно рассчитать, хватит ли им оборотных средств. Судьба их будет зависеть от того, насколько профессионально сделаны бизнес-расчеты. Если украинские туроператоры переоценили свои силы, то с ними будет то же самое, что с «Ньюз Тревел» и «Идриской-тур» хорошие были ТО, но не рассчитали», - резюмирует собеседник.

 

В целом большая часть экспертов сходится во мнении, что вариантов развития событий, как всегда, два:

либо тотальное сокращение программ всеми участниками рынка (и тогда ждите изменений дат, продолжительности уже проданных туров и других неприятных вещей),

либо туроператоров в Украине станет меньше.

 

Turprofi.com.ua cчитает, что несомненно одно: Египет этой зимой будет очень популярным и очень доступным. И в нем отдохнет еще больше украинцев, чем даже прошлой зимой. 

 

Виолетта Яременко,

Валерия Овсяник,

08.11.2017

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS