Круизные компании демпингуют

Круизный рынок в Украине, который два года назад начал проседать (как и все остальное), к середине 2015 года потерял примерно 40% своих объемов. Однако в данный момент эксперты констатируют оживление в этом сегменте, причем подстегивают его многочисленные скидки от круизных компаний.

«По нашим ощущениям, с сентября 2015 года продажи начали восстанавливаться, – сообщила Turprofi.com.ua глава «Экспресс-Вояж» Лариса Слободян. – Прошлый год оказался очень тяжелым, но люди все равно устают и хотят отдыхать. А так как круизные компании все чаще проводят различные акции, позволяющие клиентам укладываться в скромный бюджет от 650 долларов за каюту, то этот специфический продукт легко находит своего потребителя. Я бы даже сказала, что круизы стали намного доступнее».

Основными проблемами для круизеров в Украине, по мнению коммерческого директора «Нафта Круизес» Романа Березова, остаются две вещи: невозможность ходить в круизы из домашних портов и визовые сложности. «Одесса по-прежнему исключена из круизных маршрутов, как и Ялта, и Севастополь, которые сейчас к тому же отрезаны. Люди приходят и заявляют, что хотят уплыть из Одессы… Мы тоже хотим. Но ближайшим действующим портом фактически остается питерский, который в прошлом сезоне мы даже не предлагали – стоило его где-то прорекламировать, как появлялись такие отзывы, что ни в сказке сказать, ни вслух произнести», – пожаловался Роман Березов.

Что касается виз, то геополитические сложности и тут наложили отпечаток. Консульства очень сдержанно обрабатывают документы. «Поднесите, донесите, изучают все под микроскопом. В ноябре-декабре даже мы столкнулись с отказами, причем, как ни странно, отказала Австралия, - озадачен эксперт.  – А тут еще, как на грех, этот случай с аннуляцией американских виз в Париже – именно по круизным пассажирам!».  Но нет худа без добра – люди хотя бы услышали в новостях слово «круизы», смеется господин Березов.

Самым серьезным препятствием для роста продаж остается курсовая разница, считает директор «Нептун-тур» Римма Пузерей: одно дело тысяча евро по курсу 10 гривен, а другое – по 30. «Да, спрашивать круизы в последние полгода стали больше, но покупают их немногие, причем берут самые дешевые – от 399 евро за человека, - объясняет эксперт. – Позволить себе отдых от тысячи евро теперь могут единицы. И это не только украинская проблема – спад наблюдается во всем мире. Понять это можно по акционным предложениям, которые есть сейчас везде».

К примеру, Crystal Cruises, которая работает в люксовом сегменте и никогда в жизни не снижала цены, сейчас предлагает на июньские круизы 70%-ную скидку (!), не верит сама себе Римма Пузерей. И если раньше место на круизных судах этой компании могло стоить для одного человека 11 тысяч долларов, то сейчас это место готовы отдать за 2900, а то и за 1900 долларов. То есть кризис затронул всех.

По данным агентских сетей, никаких особых изменений в круизном сегменте не произошло – он слишком мал, чтобы говорить о всплеске. Однако в профильных ТО утверждают, что сетевики не могут почувствовать тенденцию, так как продукт не массовый и за круизами идут в специализированные туркомпании. «Тут нужно обладать большим количеством информации, помочь подобрать правильный лайнер и маршрут – это не сможет сделать обычный агент, - уверен  директор по маркетингу туроператора Celebrity Сергей Самусенок. – Кроме того, сложился стереотип, что круизы – это дорого, поэтому большинство туристов даже и не думают искать их у обычных агентов».

Эксперт констатирует, что клиенты действительно ждут лучших ценовых предложений, но глубина продаж все-таки хорошая. «Зимой пользовались популярностью круизы из ОАЭ. Есть отличные предложения по 200-300 долларов с человека плюс перелет. Стараемся вводить all inclusive», - делится Сергей Самусенок.

О том, что клиенты оживились, говорит и Роман Березов, который также отмечает рост числа охотников за акциями: «Люди, которые в свое время успели открыть для себя круизы, поняли, что это «очень и очень». Но если раньше они говорили, что хотят такую-то круизную компанию и такой-то корабль по такому-то маршруту, то сейчас готовы идти на компромиссы в маршруте и в компании, лишь бы купить по акции то, что называется круизом.

«Торопятся заказывать путевки с большей глубиной, чтобы успеть выбрать каюту подешевле, которую еще не успели выкупить», - поясняет Роман Березов, уточняя, что круизы вообще не относятся к продуктам last minute, а сейчас это особенно заметно. Потенциальные клиенты готовы чем-то поступиться, лишь бы отдохнуть на корабле, и они не пересядут на автобус и не поедут в Болгарию на самокате.

«Я бы не питала иллюзий по поводу оживления: приостановились военные действия в стране – отсюда и всплеск. Но все может измениться в один миг, – считает Марина Розанова из одесского ТА «Аджун». – Этой зимой многие предпочли круизы из ОАЭ, так как были удобные прямые перелеты из Одессы».

Лариса Слободян полна оптимизма: «За последние два года рынок круизов серьезно изменился. Например, появились круизные лайнеры для китайских туристов, у которых своя специфика. А в Украине возникло много новых игроков. На круизы обратили внимание те, кто раньше ими даже не думал заниматься».

Эксперт отмечает, что хоть Украина и потеряла часть территории, количество клиентов не уменьшилось. «И «Экспресс-Вояж» был признан в Royal Caribbean лучшим продавцом года, - похвасталась Лариса Слободян. – Даже те, кто уехал за границу, продолжают покупать круизы у нас. Активнее стали регионы. Даже в Харькове, где раньше мало продавали наш продукт, теперь стали активнее».

Валерия Овсяник, 04.03.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS