Так что с американскими визами?

История с двадцатью двумя украинскими туристами, которые не смогли долететь до Майами по причине аннуляции их виз, получила свое негромкое продолжение. С одной стороны, оплеванные, но решительные туристы написали в посольство запросы и уже увидели ответы. С другой – реальные причины аннуляции так и остались за кадром.

Как рассказали Turprofi.com.ua пострадавшие, каждого из их группы пригласили в посольство на беседу. Но сходили туда пока не все (кое-кто уехал в санаторий, кое-кто купил горящую путевку в Египет и сейчас уже отдыхает). Тех, кто съездил в посольство, еще раз опросили и проверили, после чего сообщили, что визы все-таки действительны и в Америку можно лететь. Впрочем, когда туристы попытались на следующий день это сделать (круиз еще продолжается), им опять отказали уже в нашем аэропорту, так как данные о восстановлении виз пока не успели внести в систему.

Как минимум одной женщине визу все-таки не восстановили, уточнив, что есть сомнения насчет ее документов с работы. «Такое ощущение, что просто искали, к чему придраться: перепроверяли номера идентификационных кодов, справок и т.д. Хотя у нас все было честно», - пояснила одна из участниц процесса.

Что касается финансовой стороны дела, то с большой вероятностью издержки туристов покроют туркомпании, которые не обязаны это делать, но переживают за свою репутацию. Хотя пострадавшие заявляли, что намерены обращаться в Европейский суд по правам человека, надеяться на скорый успех не приходится. Во-первых, данный суд рассматривает только те дела, которые прошли все возможные инстанции в национальных судах. То есть районный, апелляционный и высший суды Украины (представьте, сколько лет на это уйдет). Во-вторых, не совсем ясно, на кого подавать в суд: на дипломатов, визовую службу или миграционного офицера, который тормознул группу в Париже. В любом случае для этого придется собрать массу документов и доказательств (письменных, видео, аудио и т.п.), чтобы можно было что-то принести в суд. А это опять-таки время.

Кстати, Turprofi.com.ua проверил одну из версий, выдвинутых экспертами рынка. Автора курса "Мастерство авиакассира" Анна Мезенцева обращала внимание на то, что одна досадная промашка при покупке авиабилета может сыграть с путешественниками злую шутку. Речь идет об обязательном внесении информации (номера визы, адрес проживания в США) в бронировку авиабилета за 72 часа до вылета. Если данные внесли некорректно или невовремя, то мог случиться сбой при обработке информации и задержке с ответом от US Custom and Border Protection.

Мы сделали запрос в авиакомпанию Air France KLM и менеджер по маркетингу перевозчика Оксана Мироненко-Антонюк не подтвердила эту версию: "Мы не проверяем достоверность данных пассажира, а только вносим их в систему. Внесение данных о визе - это административная формальность, за которую отвечает пассажир. Неважно, кто, как и что вносит. Пассажир должен все проверить и в случае любых проблем он несет за это ответственность".

Свое мнение высказал также юрист Андрей Гук, специализирующийся на авиационном праве: «Авиакомпания может проверить документы и отказать в перевозке в любой момент с целью выполнения законодательства принимающей или транзитной страны. В соответствии с Шенгенским соглашением и директивами ЕС, если авиакомпания довезла пассажиров, у которых возникли какие-либо проблемы с принимающей страной, именно этот перевозчик обязан вернуть пассажиров обратно за свой счет и заплатить штраф. В данном случае авиакомпания не может комментировать документы пассажиров, но свои обязательства перед ними и ЕС она выполнила».

Эксперт добавляет, что на сегодняшний день ни у кого нет точного понимания, что было не так с документами туристов. Ответить на этот вопрос может только принимающая страна. А ответственность за все визовые вопросы несет, в соответствии с правилами перевозок, только пассажир. И именно он должен за 72 часа до вылета проверить, что у него в бронировке.

Итак, в данный момент пострадавшие сходятся во мнении, что для наших туристов просто неудачно расположились звезды: американский миграционный офицер в Париже была в плохом настроении и решила на них отыграться. «Эта темнокожая девушка сразу была очень агрессивно настроена по отношению к нашей группе. Она позвонила в принимающую компанию и спросила, действительно ли там готовы разместить 25 человек из Украины (хотя нас было 22). В принимающей не растерялись и ответили, что смогут разместить и 25 человек, если понадобится. Однако офицер тут же заявила, что количество людей не соответствует заявленному, отказалась сверить всех по списку и просто их не пустила», - рассказала одна из пострадавших сторон.

«Не знаю, почему этот случай получил такой резонанс: если суммировать всех украинцев, которых не пускают в Америку и Евросоюз за месяц, то результаты однозначно превысят 22 в несколько раз, - высказывается один из экспертов отрасли. – В последнее время с американскими визами вообще стало гораздо сложнее, чем было год назад. Полагаю, это связано с изменением нашего евроинтеграционного курса (перенос Радой сроков ответственности за ложные сведения в декларациях о доходах). Если раньше без проблем ставили украинцам визы на пять – десять лет, то теперь даже выданные ранее и уже отъезженные могут аннулировать (причем турист может даже не знать об этом). К документам цепляются на ровном месте, проверяют и перепроверяют, и количество отказов увеличилось на 30%. Причем у американцев, в отличие от европейцев, нет процедуры апелляции на действия консула. Подать ее просто невозможно, как невозможно и узнать причину отказа. Зато разрешают подать документы на визу заново, то есть заново все собирать и заново платить».

Эксперт также отмечает, что, в отличие от европейских консульств и визовых центров, в американском консульстве нет никаких обходных путей и возможностей «решалова» для визовых специалистов. Это честный рынок, на котором все туркомпании равны: правильно оформил документы туристу – дали визу, неправильно – не дали. Именно поэтому случаи таких массовых ничем не мотивированных на первый взгляд аннуляций очень сильно подкашивают отрасль психологически.

Валерия Овсяник, 03.03.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS