Анна Романова о ситуации на туррынке
Сегодня была на совещании, где собрали три министерства. Там было заявлено, что «ситуация начала урегулироваться». Но ведь это не совсем так.
Ситуация стала урегулироваться не из-за того, что государство навело порядок, а просто из-за того, что уменьшился наплыв туристов, которые полетели на праздничные дни. И если сейчас не предпринять меры по наведению порядка и привлечению к ответственности недобросовестных туроператоров, которые «кинули» людей, - ситуация повторится в горячий отпускной сезон второй половины июля-августа.
Можно ли было этого избежать?
Можно. Ведь это не новая ситуация, только в больших масштабах. Буквально в прошлом году «кинула» туристов Idriska, не выполнив обязательств перед авиаперевозчиком. До этого были News Travel, Karya Tour...
И думаете, кто-то понёс ответственность? Нет! Их даже не лишили лицензии!!! Такая безответственность и понимание безнаказанности на туррынке повлекли ситуацию, когда туроператоры стали вести бизнес полумошеннически: продавать турпакетов людям больше, чем реально есть авиамест. Ну вот, например, одна крупная туркомпания, ещё не зная, дадут ли ей к маю сертификат технического соответствия на запуск своего нового авиаперевозчика, уже стала продавать туры на май. Стала бы эта туркомпания так продавать «на авось», если бы чувствовала, что ее лишат лицензии в случае неотправлений вовремя? Конечно, нет.
Кто может и должен (!) лишать лицензии недобросовестных туроператоров?
Логично, что тот, кто ее выдавал. То есть Министерство экономического развития и торговли. Ведь если лицензионные условия не выполняются, туроператор задолжал авиаперевозчику и в последний момент заменил борт, вылет и поселение не произошло вовремя, а пострадали десятки и даже сотни людей - это причина не только приостановки, а изъятия лицензии.
Например, в Литве, Грузии и других европейских странах департамент туризма приостанавливает туроператорскую лицензию даже в случае, если возникли сомнения в его платежеспособности!
Какие же это могут быть индикаторы? А очень простые: долги перед авиакомпаниями и отелями, массовые жалобы от туристов на изменение отеля и замену бортов, занижение реальных объёмов туристов, которое легко можно выявить при перекрестной сверке данных Госавиаслужбы (сколько реально бортов отправляет туроператор) и его официальной отчётности.
Я уже не говорю о том, что туроператоры, которые не подали вовремя отчетность либо имеют «липовую» банковскую гарантию, должны лишаться лицензии автоматически.
Почему же регулятор (Департамент туризма) самоустраняется от наведения порядка?
Тут каждый выводы сделает сам. Я только скажу одно: Департамент очень долго затягивал подачу изменений в закон о туризме. Просил депутатов не готовить свой, а «объединиться вокруг одного». По факту потом они подготовили закон, в котором вообще - вместо усиления ответственности туроператоров - предложили... убрать лицензии как таковые. Правда, после критики одумались, оставили. Увеличили размер банковской гарантии, но ведь это ничего не даст без реальных инструментов контроля и лишения лицензии недобросовестных туроператоров. Но самое странное то, что Департамент до сих не зарегистрировал законопроект, тем самым провалив турсезон. Так как Верховная Рада уже уходит на каникулы... и этот законопроект уже не рассмотрят.
Что предлагаю я?
Понимая, что Минэкономразвития, в лице Департамента туризма фактически завалил работу и спустил ситуацию на тормоза, я зарегистрировала с депутатами свой законопроект 8317.
Помимо того, что меняются правила захода туроператора на рынок, теперь финответственность будет исчисляться в процентах от объёма продаж туров. Также в законе четко прописаны условия, при которых туроператор лишается лицензии:
Підставами для ануляції ліцензії на туроператорську діяльність є:
- подання туроператором недостовірних даних щодо кількості туристів, яким було надано туристичні послуги та/або суми грошових коштів, отриманих за туристичні послуги у щорічному статистичному звіті;
- неподання статистичного звіту у передбачені строки, визначені законодавством;
- випадки, що спричинили масові (20 і більше) невиконання (часткове та повне) умов договору перед туристами (невідправлення, непоселення);
- настання неплатоспроможності фінансової установи, що надала фінансове забезпечення туроператору;
- користування послугами фахівців туристичного супроводу, не внесених до Реєстру;
- користування послугами туристичних агентів (субагентів), не внесених до Реєстру.
Закон на сегодня прошёл профильный комитет ВР и ждёт выхода в зал парламента.
Анна Романова, народный депутат Украины, 03.07.2018
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022