Анна Романова о ситуации на туррынке

Сегодня была на совещании, где собрали три министерства. Там было заявлено, что «ситуация начала урегулироваться». Но ведь это не совсем так.

Ситуация стала урегулироваться не из-за того, что государство навело порядок, а просто из-за того, что уменьшился наплыв туристов, которые полетели на праздничные дни. И если сейчас не предпринять меры по наведению порядка и привлечению к ответственности недобросовестных туроператоров, которые «кинули» людей, - ситуация повторится в горячий отпускной сезон второй половины июля-августа.

Можно ли было этого избежать?

Можно. Ведь это не новая ситуация, только в больших масштабах. Буквально в прошлом году «кинула» туристов Idriska, не выполнив обязательств перед авиаперевозчиком. До этого были News Travel, Karya Tour...

И думаете, кто-то понёс ответственность? Нет! Их даже не лишили лицензии!!! Такая безответственность и понимание безнаказанности на туррынке повлекли ситуацию, когда туроператоры стали вести бизнес полумошеннически: продавать турпакетов людям больше, чем реально есть авиамест. Ну вот, например, одна крупная туркомпания, ещё не зная, дадут ли ей к маю сертификат технического соответствия на запуск своего нового авиаперевозчика, уже стала продавать туры на май. Стала бы эта туркомпания так продавать «на авось», если бы чувствовала, что ее лишат лицензии в случае неотправлений вовремя? Конечно, нет.

Кто может и должен (!) лишать лицензии недобросовестных туроператоров?

Логично, что тот, кто ее выдавал. То есть Министерство экономического развития и торговли. Ведь если лицензионные условия не выполняются, туроператор задолжал авиаперевозчику и в последний момент заменил борт, вылет и поселение не произошло вовремя, а пострадали десятки и даже сотни людей - это причина не только приостановки, а изъятия лицензии.

Например, в Литве, Грузии и других европейских странах департамент туризма приостанавливает туроператорскую лицензию даже в случае, если возникли сомнения в его платежеспособности!

Какие же это могут быть индикаторы? А очень простые: долги перед авиакомпаниями и отелями, массовые жалобы от туристов на изменение отеля и замену бортов, занижение реальных объёмов туристов, которое легко можно выявить при перекрестной сверке данных Госавиаслужбы (сколько реально бортов отправляет туроператор) и его официальной отчётности.

Я уже не говорю о том, что туроператоры, которые не подали вовремя отчетность либо имеют «липовую» банковскую гарантию, должны лишаться лицензии автоматически.

Почему же регулятор (Департамент туризма) самоустраняется от наведения порядка?

Тут каждый выводы сделает сам. Я только скажу одно: Департамент очень долго затягивал подачу изменений в закон о туризме. Просил депутатов не готовить свой, а «объединиться вокруг одного». По факту потом они подготовили закон, в котором вообще - вместо усиления ответственности туроператоров - предложили... убрать лицензии как таковые. Правда, после критики одумались, оставили. Увеличили размер банковской гарантии, но ведь это ничего не даст без реальных инструментов контроля и лишения лицензии недобросовестных туроператоров. Но самое странное то,  что Департамент до сих не зарегистрировал законопроект,  тем самым провалив турсезон. Так как Верховная Рада уже уходит на каникулы... и этот законопроект уже не рассмотрят.

Что предлагаю я?

Понимая, что Минэкономразвития, в лице Департамента туризма фактически завалил работу и спустил ситуацию на тормоза, я зарегистрировала с депутатами свой законопроект 8317.

Помимо того, что меняются правила захода туроператора на рынок, теперь финответственность будет исчисляться в процентах от объёма продаж туров. Также в законе четко прописаны условия, при которых туроператор лишается лицензии:

Підставами для ануляції ліцензії на туроператорську діяльність є:

- подання туроператором недостовірних даних щодо кількості туристів, яким було надано туристичні послуги та/або суми грошових коштів, отриманих за туристичні послуги у щорічному статистичному звіті;

- неподання статистичного звіту у передбачені строки, визначені законодавством;

- випадки, що спричинили масові (20 і більше) невиконання (часткове та повне) умов договору перед туристами (невідправлення, непоселення);

- настання неплатоспроможності фінансової установи, що надала фінансове забезпечення туроператору;

- користування послугами фахівців туристичного супроводу, не внесених до Реєстру;

- користування послугами туристичних агентів (субагентів), не внесених до Реєстру.

Закон на сегодня прошёл профильный комитет ВР и ждёт выхода в зал парламента.

 

Анна Романова, народный депутат Украины, 03.07.2018

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2018?

Join UP! - 3.6%
Anex Tour - 5.1%
TPG - 5.3%
TEZ Tour - 27.7%
Coral Travel - 41.8%
Pegas Touristik - 5.7%
TUI - 10.9%

Всего голосов:: 752