Виктор Логвиненко о «чартерных лоукостерах»

 

Модель развития SkyUP и ее выхода на рынок не нова. Такое мы уже видели в соседней стране.

Я часто сравниваю украинских и российский авиарынки. У нас обычно происходит то же самое, только с опозданием на 7-10 лет. Поэтому к когда я познакомился с намерениями новой украинской авиакомпании, сразу вспомнил выход на рынок Nord Wind (российская дочка Pegas Touristik). Их компания образовалась в 2008 году после корпоративного скандала и подмоченной репутации Vim Avia (ныне “покойной”).

 

За Nord Wind стоял мощнейший туроператор. Собственно, первичная маршрутная сеть была заточена исключительно под потребности Pegas Touristik. И в 2009 году произошел передел туристического рынка России. Я, кстати, удивлен, такой спокойной реакции наших туроператоров на выход SkyUP. Если все пойдет так, как я описываю, им следовало бы насторожиться. Потому что в России в 2009 году, «Пегас», имея собственную авиакомпанию, очень плотно вошел в регионы. И занялся “акульим бизнесом”: даже если вспомнить один только Таиланд - туры туда из сибирских городов на 10 дней с отелем 3-4 звезды и с перелетом стоили 500 долларов (!). Другие операторы завыли, но ничего сделать не могли (хотя разбирательства с антимонопольными комитетами, суды и прочее были).

 

В 2010 году Nord Wind и Pegas Touristik в регионах остались фактически одни — и по 500 долларов туры уже никто не продавал, а продавали на 10% дороже, чем было тогда, когда существовала конкуренция. Где-то в 2011 году Nord Wind неожиданно вышел на регулярку — аккурат под правительственную программу дотаций на рейсы дальневосточного региона. При этом перевозчик удачно поменял все слоты — они стали очень неудобными для регулярного пассажира, но зато получилась низкая цена. И суть была не в регулярных рейсах — у Nord Wind всегда и везде были цели обслужить Pegas с его международными направлениями. Но не может самолет где-то базироваться просто так. И схема оказалась следующей: Барселона — Уфа (чартер) — Уфа — Новосибирск (регулярный внутренний) — Новосибирск — Пхукет (чартер). “Сало” в том, что Уфа — Новосибирск, по идее, технический рейс, а тут твои операционные расходы покрывают дотации государства, еще и билеты на него продаешь. При этом Nord Wind полностью вписывался в программу — они оказались в пятерке крупнейших пассажирских авиакомпаний. А то, что достигали этих цифр чартерами, никому не было интересно.

 

Далее Nord Wind становится на международную регулярку, при этом выбирает, на первый взгляд, странные направления (как SkyUP сейчас). А смысл там в том, что есть правило: если на маршруте два регулярных перевозчика, то чартеры на таких маршрутах не разрешают (конечно, все зависит от межправительственного соглашения и степени либерализации рынка). Но повторюсь: Nord Wind никогда не летал туда, где не было интересов у «Пегаса». Да, поскольку ты регулярный перевозчик, ты обязан выбрасывать места в свободную продажу, но если априори данный рейс тебе блочниками грузит туроператор, ты открываешь продажу индивидуалам по тарифу, который считаешь нужным ставить. И у тебя есть вариант допродажи пустых кресел, а на маршруте нет конкуренции — туда уже никого не пускают.

 

Теперь вернемся к SkyUP. Я думаю, что схема работы будет точно такая же, но с украинским колоритом. Если SkyUP открывается под конкретного туроператора, то первичной задачей авиакомпании будет обеспечить доставку пассажиров (туристов) JoinUP!. Внутренние перелеты будут, но, скорей всего, по остаточному принципу — технические, заявленные как регулярные и с открытой продажей. Будут и OMELYAN Fares по 500 гривен. Ведь их обещали и украинцы их ждут. Под маркой лоукостера в Украине можно получить разные преференции, например, заставить аэропорты понизить ставки наземного обслуживания — вспомним Rayan, да и тот же Atlas, — получать более выгодные слоты на международку и т.д. Имея лобби в госаппарате, можно добиться многого. Так что все будет зависеть только от фантазии и финансовых возможностей владельцев. Не удивлюсь, если в самые ближайшие дни из МАУ в очередной раз сделают «исчадие ада», а у Андрея Гука (знаменитый авиационный юрист, представлявший Atlas Global. - Turprofi.com.ua) прибавится работы: разводить “боксёров” по углам, давить на аэропорты и т.д., и т.п.

 

В общем, направления, выбранные SkyUP никак не поменяют рынок регулярных перевозок. И так называемые перспективные внутренние и международные направления будут развиваться по остаточному принципу. Рынка-то у нас все равно не хватает. Да и откуда ему появиться при нынешнем состоянии экономики и оттоке платежеспособного населения?

 

Конечно, это лишь мое мнение, хоть и основанное на практическом опыте. Но если бы я занимался развитием SkyUP, я бы шел именно по такому пути.

 

Виктор Логвиненко,

эксперт авиации,

14.12.2017

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS