×

Предупреждение

Ошибка загрузки библиотеки: joomla, Библиотека не найдена

Гарантия закончилась – нужна ли новая?

Интересный вопрос поступил в редакцию Turprofi.com.ua от турагента, у которого  заканчивается банковская гарантия. «Стоит ли нам оформлять срочно новую или немного подождать? – интересуется глава ТА. – Пять лет назад мне оформили бессрочную лицензию (я тогда не знала, что их для турагентов отменили). Возможно, и сейчас грядут какие-то перемены? Что посоветуете?»

Почетный президент Jurimex Данил Гетманцев по этому поводу дал короткий, но исчерпывающий комментарий: «По закону «О туризме» у турагентов должна быть гарантия, но ответственности за ее отсутствие нет».

Напомним, что Госагентство по туризму ликвидировано почти год назад, и хотя еще трепыхается в конвульсиях, никаких проверок не проводит и никого не штрафует. Эксперты отрасли допускают, что с фингарантиями вполне можно и подождать, так как толку от них никакого – одни расходы и неприятности. Но есть тут и свои нюансы.

«Я бы с удовольствием не делала – смысла в ней нет, - признается директор запорожского «Сварог-тур» Виктория Зеленко. – Хоть и стоит гарантия недорого (в пределах 1500 гривен на пять лет), многим приходится получать таких по 2-3 за год - банки лопаются один за другим. В то же время «Джоин», например, требует гарантию только из банка. Вот моя действительна до февраля 2016 года, но он не пропускает. Так что как раз сегодня планирую делать новую».

Эксперт не скрывает, что все нынешние ФИГи – лишь деньги на ветер. «Операторы не хотят брать на себя ответственность (судя по тому, что говорят коллеги, вижу, что всегда и за все отвечает агент). Но без гарантии ТО не переподписывают договоры, что лишает нас возможности бронировать», - поясняет госпожа Зеленко.

Директор «Дрим Тревел» Ольга Михайличенко обращает внимание, что согласно статье 15 закона «О туризме» турагенту нужна банковская гарантия не менее 2000 евро. Однако в том виде, в котором она в данный момент существует, гарантия не нужна. «Необходим реальный механизм покрытия своей ответственности и убытков. И это не филькина грамота, которую выдают за три минуты, даже не проверяя, кто ты и что ты, и какая у тебя финансовая история, - констатирует эксперт. – Вы попробуйте получить банковскую гарантию на другой вид деятельности – запросят всю вашу финотчетность, проверят по всем параметрам, а потом уже примут решение».

В то же время госпожа Михайличенко напоминает, что отсутствие ФИГов может быть важно партнерам компании: «Есть перечень документов для подписания договора у ТО. В нем прописана и банковская гарантия. Да, сейчас почти с каждым туроператором можно договориться (не знаю, остался ли еще кто-то, кто живет строго по закону). Но я, например, при подписании договора требую банковскую гарантию».

«У нас гарантия туроператорская. Но что о ней говорить? О том, что гарантии бесполезны, уже столько сказано! - делится  Наталия Яцуненко из «Подорожуйте з нами». – Я вообще не понимаю, зачем надо платить за то, что никому не нужно. И дело даже не в стоимости – любых денег не жалко, если бы кому-то помогало…».

Глава туркомпании «Сан-Рест» Наталья Полякова считает, что если наказания нет, и это ничем не чревато для фирмы, то смысла ФИГах, конечно же, нет. Во всяком случае, в том виде, в котором они существуют сейчас. «Это механизм, работающий в одну сторону – в сторону банка, который банально на этом зарабатывает: дает вам бумажку, а вы оплачиваете какие-то там проценты. И все вроде бы довольны: и банк, и вы, поскольку не нужно класть на счет большую сумму. Но я не знаю ни одного случая, чтобы банк выплатил хоть копейку, когда в этой гарантийной сумме возникает потребность. Так зачем она нужна? Сплошная фикция и двойные стандарты».

Другой эксперт отмечает, что турагентам делать гарантию смысла нет, однако это важно для ТО: "В данный момент контролирующий орган парализован и бездействует, но законодательная база осталась прежней. И если функции Госагентства кто-то наконец подхватит и задастся целью провести проверки, то отсутствие банковских гарантий у турагентов, с которыми заключен договор, может стать для операторов головной болью".

Валерия Овсяник, 21.08.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS