Сделает ли Lufthansa Group исключение для Украины?

С 1 сентября Lufthansa Group (сюда входит авиакомпания Lufthansa, а также Австрийские, Брюссельские и Швейцарские авиалинии) введет сбор в 16 евро на все бронировки, сделанные через глобальную дистрибуторскую систему (ГДС). Таким образом, каждый билет, купленный у этих авиакомпаний через ГДС (Amadeus, Galileo, Sabre), будет дороже на 16 евро. Однако этот сбор не будет применяться при покупке билетов через специальный портал www.LHGroup-agent.com.

По этому поводу комитет ИАТА-агентств АЛТУ еще 22 июня направил региональному представителю авиакомпаний Lufthansa Group в Украине Рене Койнзак обращение, в котором говорилось, что агентский рынок Украины обеспокоен принятым решением авиакомпании:

«Агенты по продаже авиационных перевозок на территории Украины руководствуются требованиями действующего законодательства, международного права, международными договорами и резолюциями ИАТА.

Статья 95 Воздушного кодекса Украины определяет условия осуществления воздушных перевозок иностранным авиаперевозчиком:

«1. Для осуществления воздушных перевозок иностранный авиаперевозчик должен иметь соответствующую лицензию и сертификат соответствующего государственного органа государства, в котором он получил лицензию.

2. Регулярные воздушные перевозки осуществляются иностранным авиаперевозчиком согласно требованиям международных договоров Украины, авиационных правил Украины и соглашений между авиационными властями.

Чартерные или нерегулярные воздушные перевозки осуществляются иностранным авиаперевозчиком в соответствии с авиационных правил Украины. »

Приказом Министерства транспорта и связи Украины №308 от 5 мая 2008 года был утверждены типовые условия договора, которые авиакомпания должна предоставлять пассажиру при оформлении бумажного или электронного билета.

Данным Приказом, среди прочего, установлено, что воздушная перевозка осуществляется на основании разработанного типового договора и Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов в соответствии с требованиями Варшавской Конвенции 1929 и Чикагской конвенции 1944 года, а также в соответствии с требованиями действующих резолюций ИАТА.

Резолюции ИАТА, начиная с GENERAL SALES AGENCY AGREEMENT FOR PASSENGER SALES,

PASSENGER SALES AGENCY AGREEMENT, и заканчивая Руководством по BSP для Агентов, Ticketing

Handbook, предусматривают расчет за приобретенные авиабилеты исключительно через систему BSP.

Отдельно хотим отметить, что действующим законодательством Украины установлен особый порядок использования корпоративных платежных карточек.

Статья 8 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Украины от 12 ноября 2003 №492 в частности отмечает:

«8.3. Средства с текущего счета юридического лица и физического лица - предпринимателя не могут быть использованы с помощью электронного платежного средства для получения заработной платы, других выплат социального характера, осуществления расчетов по внешнеторговым договорам

(Контрактам), осуществления иностранных инвестиций в Украину и инвестиций резидентов за ее пределы. Средства с текущего счета в иностранной валюте юридического лица и физического лица - предпринимателя могут быть использованы с помощью электронного платежного средства исключительно для:

получение наличных за пределами Украины для оплаты расходов;

осуществление расчетов в безналичной форме за пределами Украины, связанные с расходами на командировки и расходами представительского характера, а также на оплату эксплуатационных расходов, связанных с содержанием и пребыванием воздушных, морских, автотранспортных средств за пределами Украина, в соответствии с условиями Кодекса торгового мореплавания Украины, Воздушного кодекса Украины,Конвенции о международной гражданской авиации, Международной конвенции о дорожном движении.

8.4. Средства с текущего счета физического лица не могут быть использованы с помощью электронного платежного средства для осуществления иностранных инвестиций в Украину и инвестиций резидентов за ее пределы. »

То есть, юридические лица не имеют права использовать корпоративные платежные карточки для оплаты авиабилетов для своих клиентов.

Таким образом, предложенная Вами форма продажи авиабилетов через портал LHGroup-agent.com не соответствует действующему законодательству Украины и не может быть нами использована в текущей роботи.Просимо Вас предоставить официальное объяснение по внедрению предложенной формы работы и ее возможной адаптации к локальному рынку Украины».

«Мы как АЛТУ заинтересованы в том, чтобы попасть с список стран-исключений, к которым данное правило не будет применено», - говорит глава комитета по транспорту Ассоциации Елена Кашперская. По ее словам, ответа на письмо до сих пор нет. В данный момент имеются неофициальные данные о том, что для некоторых стран это решение не будет действовать. «Мы сейчас продолжаем вести переговоры с нашими европейскими коллегами из похожих ассоциаций и считаем, что текущие законодательные ограничения могут стать аргументом», - полагает Елена Кашперская. Она добавила, что большинство агентств уже написало индивидуальные письма авиакомпании, а ассоциация сделала юридический анализ предложенной схемы, согласно которому в Украине нет возможности продавать так, как предлагает Lufthansa.

По словам экспертов, первыми, чьи интересы будут затронуты глобально, станут ГДС (Amadeus, Galileo, Sabre), вторыми – OTA, поскольку их цена не будет конкурента по отношению к сайту группы авиакомпаний) и третьими – остальные участники рынка.

Глава Tickets.ua Сергей Кравец полагает, что затея с дополнительными 16 евро через ГДС скорей всего не осуществится: «Менеджмент Lufthansa в своих рыночных коммуникациях озвучивает, что это вроде бы для блага рынка, агенты, мол, еще сами не понимают, как им сказочно повезло. На самом деле ситуация простая, как двери: Lufthansa задавила жаба, что у нее низкая рентабельность (на грани нулевой). И кто-то там у них решил бороться с костами на дистрибуцию. Прикинул на калькуляторе абсолютные цифры экономии, вдохновился, и запустил эту историю.

Что реально будет с первого сентября:

- для пассажиров физиков: действительно, на сайте Lufthansa стоимость будет на 16 евро дешевле. Это для тех, у кого там пройдет карта.

- для агентов: агенты не откажутся дистрибуировать Lufthansa, но, сами понимаете, будут делать это только если кроме как на Lufthansa, пассажиру улететь будет не на чем. Это же касается и онлайн-агентов. Если кто не в курсе, сайт авиакомпании получает очень большую долю своего трафика в виде пассажиров, которые сравнивают цены на сайтах ОТА, а потом идут на сайт конкретной авиакомпании. Когда паритет цен соблюдается, ОТА это годится. Но какой смысл ОТА бесплатно рекламировать авиакомпанию? Поэтому не исключаю, что на конкурентных направлениях в результатах поиска ОТА Lufthansa либо вообще пропадет из выдачи, либо станет непривлекательно дорогой.

- для корпоративных агентов: в странах (Украина, например), где не работают корпоративные кредитные карты, корпоративный клиент либо согласится доплачивать 16 евро на билете, либо (что более вероятно), выберет продукт другой авиакомпании.

- для GDS: GDS померяет свои потери, поднимет цены для Lufthansa на том объеме, который останется (этот объем фактически будет непереносим), и ревенью останется на приблизительно том же уровне.

Далее, крупные агенты будут сверлить дырку к прямому подключению к хосту Lufthansa. Постепенно, у всех больших агентов цена станет равна цене на сайте Lufthansa. И, соответственно, все крупные агенты заберут клиентов у средних или небольших. Произойдет фрагментация рынка. Как результат – крупные агенты сообща попросят деньги у Lufthansa за дистрибуцию. То есть Lufthansa опять начнет нести затраты на дистрибуцию.

Если честно, я думаю, Lufthansa сама себе подложила свинью. Ее конкуренты следят за этим захватывающим случаем. Никто никаких резких действий предпринимать не будет, как минимум, пока не будет очевиден результат эксперимента. Мало того, отдельные авиакомпании, я уверен, дополнительно замотивируют агентства топить продажу Lufthansa. Что те с удовольствием и будут делать.

В общем, мы с вами зрители захватывающего представления. Предполагаю с вероятностью 70%, что результатом будет падение загрузки бортов Lufthansa и финансовые потери перевозчика, которые никакие 16 евро не оправдают.

С вероятностью 60% предполагаю, что Lufthansa будет откладывать запуск своего коммерческого ноу-хау, и, возможно, так и не рискнет его реализовать.

Кстати, оба эти варианта приведут к тому, что Lufthansa придется восстанавливать лояльность агентов в продаже. А это определенно будет стоить денег.

Ну и наконец, предполагаю с вероятностью 5%, что Lufthansa  избавится от ига GDS.

Напомню, что Lufthansa так и не осилила толком запуск Ансиллори-сервисов, где потенциально есть довольно большой дополнительный доход для перевозчика».

Напомним, что еще 2 июня коммерческий директор Lufthansa Group объяснял, что авиалинии не могут продвигать свои сервисы по всем каналам продаж, как это делают в других индустриях: «Мы хотим изменить это путем новой коммерческой стратегии. До сих пор процент доходов, получаемых от продажи авиабилетов нашей авиакомпании, постоянно уменьшался. В то время как другие сервисные и системные  партнеры в цепочке фиксируют возрастающие прибыли и доходы, доходы нашей авиакомпании все время подвергаются риску, хотя именно мы являемся провайдерами полетных и авиауслуг». Lufthansa заявила, что стоимость выписки билетов через ГДС в несколько раз выше, чем по другим каналам бронирования.

В ответ на это представители «Амадеус» заявили, что Lufthansa решила пойти в другом направлении, введя сборы, которые будут наказывать или штрафовать путешественников, в зависимости от избранного ими канала продаж: «Путешественники будут платить больше за тот же самый сервис. А если ТА будут вынуждены принять эту новую коммерческубю стратегию, для них будут дополнительные затраты на IT, которые в конце концов могут быть переложены на путешественников».

Руководство «Сейбр» также раскритиковало Lufthansa, потому что она «лишает преимуществ потребителей и турагентов», так как ГДС – это наиболее предпочитаемый и эффективный канал продаж для клиентов и турагентов.

Однако 24 июня региональный директор Lufthansa по Великобритании, Ирландии и Исландии Кристиан Шиндлер подтвердил, что позиция авиакомпании осталась неизменной: «Если вы идете покупать новый автомобиль, то диллер назовет вам стоимость базовой комплектации, затем вам позволят выбрать дополнения, такие как спутниковая навигация и солнцезащитный экран. Поэтому вы заплатите только за то, что вы хотите. Настало время для туристической индустрии предоставлять такие же возможности выбора. Вот почему Lufthansa вводит дистрибуционый сбор… Турагенты продолжат быть важным столпом в нашем наборе каналов продаж (2/3 продаж идет через них). Мы также не хотим демонизировать ГДС – они предоставляют мировую инфраструктуру и устоявшиеся каналы продаж, но сейчас они слишком дороги для нас. И не совсем современны в смысле показа наших продуктов».

Валерия Овсяник, 30.06.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS