Прекратятся ли полеты в Украину?

12 февраля информагентства сообщили о том, что нидерландская авиакомпания KLM прекратила полеты в Украину. 13 февраля на табло Борисполя все рейсы авиакомпании уже были отменены.

 

Накануне в профильной среде стали обсуждать неофициальную информацию от международных страховых компаний, которые якобы уже 14 февраля объявят об отказе покрывать страховые случаи перевозчиков при полетах в Украину и над ней. Причина информационная волна паники, раздутой вокруг возможного вторжения России. Отсутствие страховок может стать катастрофой для украинской авиаотрасли.

 

«Из иностранных самолетов у нас почти все на временном ввозе — взятые в лизинг, – поясняет для Turprofi.com.ua эксперт в сфере авиации Виктор Логвиненко. – Растаможка самолета в Украине (и не только у нас) стоит дороже, чем сам самолет. Это общепринятая практика, так как государства защищают собственные рынки, если присутствует хоть какой-то авиапром, путем завышенной таможенной пошлины».

 

Поэтому основные игроки авиарынка обычно берут борты в лизинг, эксплуатируя чужие самолеты с иностранной регистрацией за деньги. На каждый борт обязательно оформляют страховку, которая с запасом покрывает его стоимость, и отдельно страхуют гражданскую ответственность авиакомпании (в Европе — на сумму более полумиллиарда долларов в год). Без этого перевозчики не имеют права поднимать самолеты в воздух. И если СК откажутся страховать риски для Украины, то это фактически будет означать остановку полетов.

 

Можно было бы игнорировать подобную вероятность как сомнительную, однако уже утром 13 февраля появились сообщения о том, что Sky Up не смог вернуть туристов из Фуншала прямо в Киев — самолет вывез туристов из Португалии, но приземлиться ему пришлось в Кишиневе. Причем влететь на территорию Украины перевозчику запретила именно лизинговая компания.

 

«Из-за требований владельца воздушного судна самолет авиакомпании SkyUp с бортовым номером UR-SQO, выполнявший рейс PQ 902 по маршруту Фуншал (Мадейра, Португалия) — Борисполь (Украина), был вынужден совершить посадку в Кишиневе (Республика Молдова). SkyUp вместе с Посольством Украины в Молдове обеспечит возвращение пассажиров в Украину.

 

12 февраля 2022 года лизингодатель – резидент Ирландии – сообщил авиакомпании о немедленном запрете на влет самолета UR-SQO в воздушное пространство Украины. Несмотря на все усилия авиакомпании и готовность государственных структур Украины обратиться к лизингодателю, владелец самолета предоставил категорический отказ в то время, когда воздушное судно уже выполняло рейс в Киев.

 

Авиакомпания SkyUp сумела договориться о посадке в ближайшем к территории Украины аэропорту – в Кишиневе – и организовать трансфер для 175 пассажиров в Киев. Также, все пассажиры были обеспечены питанием», – сообщила авиакомпания, поблагодарив за помощь украинского посла в Молдове Марка Шевченко и первого секретаря посольства Владимира Манжоле, который встретил пассажиров самолета в аэропорту.

 

«Надеемся на понимание со стороны пассажиров исключительности ситуации и прилагаем все усилия, чтобы доставить всех в Украину», – резюмировали в SkyUp.

 

Что же происходит? «Единственный документ, который останавливает воздушное движение в страну и авиатранзит через ее территорию, это НОТАМ, который выпускается государственными органами и обязателен к исполнению. Все остальное носит только рекомендательный характер – на усмотрение перевозчиков. Но авиакомпании ходят под страховыми компаниями. Наличие страховки ВС, пассажиров и страховки перед третьими лицами — это обязательное условие. Ни один самолет без страховки с места не сдвинется. И это не зависит от места регистрации ВС. Иерархия страховых компаний сложная, но принцип один: за кучей агентов стоит главный страховой монстр, вроде Lloyd, который, понятно, не украинский. Возможность лететь или не лететь куда-то зависит от условий страховки», – объясняет Виктор Логвиненко.

 

По его мнению, отмена рейсов KLM больше связана с экономическими причинами, чем с военными – никаких НОТАМ нет и вряд ли у KLM украинские маршруты такие уж доходообразующие. «Но риски присутствуют, поэтому лучше перебдеть, тем более что пассажиров с отмененных рейсов почти безболезненно можно пересадить на крылья более смелых членов альянса или МАУ — им же на радость. Все зависит от политики авиакомпаний. Вон наши слетали в Иран — и чем все закончилось. За нашими самолетами стоит Игорь Валерьевич (факт хоть и не доказанный, но и не опровергнутый). Решение по украинскому флоту прямо или косвенно будет исходить от него. А он хоть и олигарх, но не олигофрен. Так что посмотрим», – оптимистичен Виктор Логвиненко.

 

Пустая, активно раздуваемая паника может нанести огромный урон авиа- и туротрасли Украины, уверены специалисты. Даже если невозможность совершать полеты продлится неделю, последствия мы будем разгребать годами. В нынешней ситуации паника наносит не меньший вред, чем возможные военные действия со стороны России.

 

«Мы страдаем от маразма, который подхватывают авиаперевозчики, лизингодатели воздушных судов и страховщики. Нам предстоит пережить коллапс авиаперевозки. Про неизбежное нападение скоро забудут, а результат этого ажиотажа останется. Он будет поднят, усилен и использован в политической борьбе», – написал у себя на странице глава IT-Tour Юрий Авдеев.

 

По мнению эксперта, единственный выход в данной ситуации — спокойствие: «...занимаемся своими делами. Не смотрим телевизор и, по возможности, меньше сидим в интернете. Больше проводим времени со своими родными и близкими. Строим планы на весну и лето. Паны отрезвятся, а нам дальше жить. И лучше жить без последствий для своего здоровья», – рекомендует Юрий Авдеев.

 

Еще один эксперт, хорошо осведомленный в процессах, происходящих вокруг украинской авиации, не раскрывая обстоятельств, уверяет, что все будет хорошо: «И даже чуть лучше, чем мы себе это представляем».

 

Валерия Овсяник, 13.02.2022

 

Читайте наши новинi у телеграм-каналі Turprofi.com.ua 

 

Агент продал чужой тур на бланке «Феерии»

Агентов слишком много, чтобы им платить?

Промо-прайсы: отменили и ввели опять

В Рас-эль-Хайме туристам оплачивают обсервацию

Эмираты сократили срок действия ПЦР-теста

Поможет ли туристам страховка от невозвращения?

Отдых в Мексике: что нужно знать туристу

Самые крупные украинские туроператоры-2021 

Плануємо тур на Занзібар: поради експертів TPG

Топ-10 нових локацій на карті Дубаю

Рейтинг чартерных авиакомпаний-2021

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS