Кассовые аппараты: так что же делать?

Приближается время "Ч": с 1 июля кассовые аппараты станут обязательными для всех предпринимателей 3-й группы единого налога, с которыми клиент рассчитывается наличными. Но если три месяца назад турагенты надеялись, что до 1 июля еще сто раз все поменяется, что может появиться разъяснения Государственной фискальной службы, которая сделает для туротрасли исключение и т.п., то сейчас ТА заметно нервничают – разъяснений нет, а как быть – неясно.

«Я полагаю, что покупать аппараты не нужно! Нужно их саботировать, подписывать публичные письма, высказывать свою позицию, чтобы заставить власти прислушаться к нашему мнению», - считает совладелец и маркетинговый директор харьковского «Турагентства Бронниковой» Родион Бронников.

Директор одесского ТА "Хороший отдых" Александр Довгопол не против самого кассового аппарата, да и персонал, по его словам, легко обучить, но чем это все обернется? «Мы, конечно, за то, чтобы все работали по белому и чисто – это лучшая защита и для агентов, и для туристов, и для туроператоров, - объясняет эксперт. – Но меня смущают налоговики с их отношением к нашим оборотам».

Александр Довгопол уточняет, что налоговая служба не очень-то хочет вникать, что такое агентский договор и что составляет доход турагента. «К примеру, турист заплатил тысячу долларов за турпакет. Из этой тысячи 100 долларов – наш доход. Остальное уйдет туроператору. Допустим, через кассовый аппарат пройдет таким образом миллион гривен, из которого только сто тысяч составят наш доход. Из этих ста тысяч мы заплатим четыре тысячи налога, но придет инспектор, увидит миллионный оборот и спросит, почему мы не платим налоги с миллиона», - приводит эксперт пример. Он добавляет, что уже сталкивался с ситуацией, когда налоговики не были уверены, как именно подойдут к решению этого вопроса.

«Вот вроде бы все понятно, и есть здравый смысл, но практика отсутствует, и как поведут себя налоговики на местах в отсутствие четких разъяснений – непонятно, - констатирует Александр Довгопол. – А мы хотим быть уверены, что наша юридическая позиция безупречна. Ведь если налог нам начислят на весь оборот, то предприятие становится нерентабельным».

Именно поэтому ключевой вопрос сейчас: надо ли? Имеет ли смысл рисковать и ставить кассовые аппараты или лучше отправлять клиента в банк. Глава другого турагентства, на условиях анонимности, отмечает, что около половины туристов в последнее время предпочитают платить за туры в валюте: «Если на межбанке курс – 21 гривна за доллар, на черном рынке можно продать его за 21,50, а у туроператоров доллар по 23,4, то сами понимаете, какая здесь разница. Некоторые ТО идут нам навстречу и принимают деньги в валюте, что, естественно, исключает использование кассовых аппаратов, потому что все расчеты у нас должны проводиться в гривнах…».

«И еще один ключевой для многих вопрос: если все-таки поставить кассовый аппарат, но не использовать или использовать его очень редко – допустим, раз в месяц, проводя остальные платежи через банк, то будет ли для таких компаний до 1 января 2017 года действовать обещанный мораторий на налоговые проверки?», - интересуется Александр Довгопол.

«Если речь идет о том, чтобы поставить кассовый аппарат, а дальше нарушать закон, принимая наличные и ничего не пробивая, то это большой риск, - комментирует почетный президент Jurimex Данило Гетманцев. – Тогда агенту грозит пятикратный штраф, причем без всякой налоговой проверки – если турист пожалуется». В то же время эксперт подтвердил, что если аппарат установят, а деньги туристы продолжат платить через банк, то мораторий на проверки налоговой будет действовать.

Однако имеет ли смысл платить за кассовый аппарат, пусть даже ради моратория? Агенты пребывают в раздумьях. «Мы согласны его поставить, но государство должно дать четкие официальные разъяснения: чтобы платить налоги с доходов, а не с оборотки, агент должен иметь акт выполненных работ и агентский договор с туроператором, - делает вывод Александр Довгопол. – Хочется работать по-белому. В конце концов, это выбьет с рынка всех сумасшедших. Но практика налогообложения должна подтвердить, что такая работа не приведет агентов к краху».  

Кстати, 15 мая в 10:30 на Bambarbia-TV будут в очередной раз обсуждать кассовые аппараты и отвечать на вопросы всех волнующихся по этому поводу. В качестве эксперта приглашен партнер Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская. "Наличные расчеты и кассовые аппараты в туризме: изменения с 2015 года" можно будет посмотреть в прямом эфире по ссылке: http://bambarbia.tv.

Свои вопросы по этому поводу, если они у вас есть, можно задать уже сейчас, в том числе в комментариях к этому тексту или на нашей страничке в Facebook.

Валерия Овсяник, 14.05.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS