Как разобраться с «Амазией»?

Туристы, обманутые компанией «Амазия тур», не видят у правоохранителей желания разобраться с аферой,

в которой люди потеряли 400 тысяч долларов. «В милиции меня чуть ли не отговаривали писать заявление, – сообщает обманутый турист из Киева Евгений Золотарев. – Мол, зачем это вам – все равно никого не найдут».
Господин Золотарев рассказал, что не успел приобрести тур через «Купи купон», но позвонил в «Амазию» спросить, будет ли продлена акция и «удачно» попал на якабы отказной тур в Таиланд за 15 тысяч гривен на двоих.
Евгений – работник банка – заплатил за тур напрямую, предварительно проверив документы. «Амазия тур» выставила ему платежку с печатами, выслала скан-копии документов – все было в порядке. Пострадавший убедился, что «Амазия тур» числится в реестре и у нее есть банковская гарантия в банке «Контракт». Правда, зарегистрирована турфирма была недавно, но это в какой-то степени объясняло, почему цены такие низкие: «Я даже попросил знакомую из Запорожья съездить посмотреть на офис компании – убедиться, что фирма существует».

По словам Евгения Золотарева, из 142 обманутых туристов более 60-ти купили туры через Vigoda.ru. На требования туристов вернуть им деньги этот скидочный сайт заявил, что и сам стал жертвой аферистов, будет подавать в суд и предложил желающим присоединяться. В то же время другой купонный ресурс – «КупиКупон», – через который туры приобрело около дюжины туристов, вернул своим клиентам деньги. «Они сказали, что потребовали у «Амазии» подтверждения бронировок, но не получили его и отказались перечислять деньги просто так», – пояснил господин Золотарев. Он сомневается, что лично ему удастся что-то вернуть, поскольку киевская милиция, у которой, по идее, есть 30 дней на раскачку, еще даже не отправила его заявление в Запорожье.

Если бы как следует работала правоохранительная система, махинаторов можно было бы изобличить и наказать, считает замдиректора по правовым вопросам Pegas Touristik Николай Слюсаревский. Однако в таких ситуациях, добавляет он, милиция старается отправлять пострадавших с иском в гражданский суд. Мотивируют это тем, что между сторонами существуют договорные отношения, в нарушение которых и передавались деньги. Этим бездействием органов правопорядка и пользуются мошенники.

«Был случай, когда наша компания добилась уголовного преследования агента-жулика. Махинаторшу (кстати, удивительное дело – фамилия у нее тоже была Колесникова, хотя имя другое) осудили условно, но свободы не лишили. Взыскать деньги оказалось невозможным», – поясняет эксперт. По мнению Николая Слюсаревского, и в запорожской ситуации будут свои трудности, поскольку понятно, что взыскать деньги можно только с предприятия или лица у которого есть активы, имущество: "В данном случае я сомневаюсь, что какое-то имущество или деньги можно будет отыскать".

И все же эксперты советуют туристам не вешать носа и обращаться в милицию. «Чтобы все претензии были занесены в реестр досудебных расследований», – объясняет руководитель юридического отдела другого крупного ТО. Он добавляет, что рецепта уберечься от обманщиков нет: если люди наметили себе план, то они наверняка позаботились, чтобы себя обезопасить. Фиктивный учредитель, менеджеры, которые согласились работать без оформления трудовой (хотя уже одно это, по идее, должно было их самих насторожить). «Единственное, что можно посоветовать туристам на будущее – обращаться к проверенным операторам, давно работающих в Украине, о которых есть положительные отзывы», – советует эксперт.

С коллегой согласен почетный президент юридической компании Jurimex Данило Гетманцев: «Здесь речь идет о целенаправленном мошенничестве, которое подпадает под статью УК 190. Это тяжкое уголовное преступление. Что касается подставного учредителя, то он подпадает под статью 205 УК – фиктивное предпринимательство. Это не просто услуга подруге, а правонарушение». Да и менеджеры, которые шли на работу, не написав заявления о приеме, должны были, по мнению эксперта, понять, руководствуясь здравым смыслом, что здесь не все чисто. «Сколько раз людям объясняют, что лучше ориентироваться на проверенных туроператоров, но рынок все равно развешивает уши…», – резюмирует господин Гетманцев.

Валерия Овсяник, Нина Щур, 23.12.2013

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS