Эксперты недовольны обратной связью с ГАРТ

 

30 сентября в Mercure Kyiv Congress Hotel прошло общее собрание «Спільноти гостинности Україны», на которое пришли представители различных профильных организаций.

 

Сразу стало понятно, что у части присутствующих растет недовольство Госагентством развития туризма, которое, как пояснили, не реагирует на обращения и не советуется со специалистами отрасли, даже входящими в состав экспертной группы. Координатор Спiльноти Виталий Федорченко процитировал основные нормативные документы, вгде закреплена роль и расписаны сроки консультаций с общественностью, а также публичных мероприятий и обсуждений по важным темам. Спикер поинтересовался, есть ли кто-то, кто участвовал в обсуждении таких вопросов, как установление ограничений для субъектов хозяйствования и использование бюджетных средств. Затем он спросил, есть ли среди присутствующих кто-то, кто видел новый проект закона «О туризме» до того, как о нем заговорили на пресс-конференции 28 сентября (текст проекта был опубликован на сайте Рады во второй половине 30 сентября). Никто из присутствующих не отозвался.

 

Виталий Федорченко также обратил внимание, что состав экспертного Совета по вопросам развития туризма и курортов в Украине при ГАРТ (на общественных началах) был утвержден сентябрьским приказом ГАРТ, при этом ни о каком голосовании и прозрачности процесса формирования этого органа речи не шло.

 

Оказывается, эксперты направили обращения в ВР (в том числе по поводу проекта закона «О туризме»), в которых профильные организации просили провести общественные прения и обеспечить участие экспертов на всех этапах создания закона, чтобы было учтено мнение рынка. Однако через месяц Минкульт инициировал пресс-конференцию о том, что в ВР подан проект закона «О туризме». При этом никаких обсуждений не было, что обеспокоило профильные организации.

 

Менеджер проекта «Туристичні кластери 300+» Юлия Алексеева, которая входит в состав экспертного совета при ГАРТ, отметила, что в данный момент по документам главой этого экспертного совета является глава Госагентства. «То есть глава сама себя консультирует. Экспертный совет — это консультативный орган... Такого не может быть», – констатировала Юлия Алексеева. Она также обратила внимание на непрозрачность формирования совета и на то, что большинство профильных секторов в нем не представлены. При этом задача такого органа в том, чтобы смотреть документы, разработанные за деньги государства чиновниками, анализировать их и давать свои замечания: вот здесь есть риски, а здесь что-то не учли, там надо глубже, а в Европе делается вот так — и документы возвращают на доработку. Однако сейчас все стало с ног на голову: получается, что экспертный совет выполняет работу государства, разрабатывая документы, которые должны разрабатывать чиновники, предлагает их, но обратной связи не получает.

 

Отрасли нужно разговаривать с государством языком цифр, закона и своих прав, отметила Юлия Алексеева. Однако пока диалог выглядит односторонним: «Мы направляем информацию, а в ответ — тишина. И это продолжается довольно длительное время». По словам эксперта, в ответ на сотни направленных в госорганы запросов, действительно полезные для отрасли разъяснения были даны всего несколько раз. Самый важный — из Налоговой службы. Юлия Алексеева предложила общественным организациям объединяться и если есть какая-то важная проблема — одновременно писать запросы на одну и ту же тему. В этом случае шанс получить ответ выше.

 

Еще одна участница мероприятия сообщила, что испытательный срок главы ГАРТ уже закончился, поэтому НТУ (возглавляет Иван Липтуга) направила министру обращение с требованием к главе Госагентства отчитаться о проделанной работе. Остальные начали подумывать о том, чтобы присоединиться к требованию об отчете. «Если все нормально и данные экспертизы покажут позитивный результат, это будет эффективным шагом для способствования диалогу между бизнесом и государством», – сделал вывод Виталий Федорченко.

 

Впрочем, этот подход поддерджали не все. Экс-глава Госагентства по туризму Елена Шаповалова, которая сейчас представляет туристический комитет Китайской торговой ассоциации и Польско-украинскую туристическую палату, дала понять, что считает бомбардировку запросами неправильной тактикой. Она вспомнила, как в свое время заняла должность главы регулятора (никакого коллектива не было, вообще ничего не было, все приходилось создавать с нуля), зашла в кабинет, где стоял один только факс, включила его и из аппарата тут же вылез депутатский запрос о том, «кто ты такая и почему заняла эту должность?». И ответить на него нужно было в течение пяти дней.

 

Елена Шаповалова также припомнила, как ей в то время приходилось покупать за свой счет туалетную бумагу в министерство. И теперь, когда она слушает все эти претензии к нынешнему руководству, то думает лишь о том, как хорошо, что все это валится не на нее.

 

«Меня, Татьяну и Юлию включили в экспертный совет. Я думаю, что это будет очень хороший совет, – уточнила она. – Давайте дождемся и придем туда. По поводу представления секторального. Я тоже плотно работаю над тем, чтобы все были представлены. ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) попросил для опроса экспертов рынка представить всех. Я дала авиакомпании, отельеров, общественные организации и мня пришло замечание, что я не включила железную дорогу. Их тоже надо обязательно включить. И кого-то из рестораторов».

 

Елена Шаповалова уточнила, что диалог с государством собирались начинать еще 13 марта. Но потом Украина закрылась на карантин и люди занимались тем, что выживали, спасая бизнес как могли. «Думаю, все только начинается. Я к диалогу готова как всегда — и была, и готова, и буду поддерживать все, чтобы Украина стала настоящей туристической страной. У нас для этого есть все. Единственное, что нам надо перестать «чубиться». Потому что все остальное у нас есть... да, бюджета нет. Но, господи, первый раз что ли без бюджета туризм развивается? Да он всегда развивался по принципу «не мешайте нам работать, мы сами все сделаем»... Мне кажется, надо объединяться», – сделала она вывод.

 

Напомним, что 30 сентября на сайте Рады был наконец обнародован проект поправок в закон «О туризме».

 

Валерия Овсяник, 01.10.2020

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS