Агенты грозят IATA Авиамайданом

Лидеры рынка авиабилетов требуют изменения правил украинского  BSP и состава агентского комитета, который выступает от их имени и соберется 29 июля.

Ассоциация лидеров турбизнеса (АЛТУ) провела сегодня круглый стол с участием представителей авикомпаний, туроператоров и агентств на тему «Крупнейший дефолт IATA-агентства: последствия для агентов и пассажиров Украины». Мероприятие, занявшее свыше двух часов, было посвящено уходу с рынка «Тревел Дистрибьюшн Сервисиз», который участники мероприятия оценили в 15 миллионов долларов убытков. 

В повестке дня было всего три вопроса: является ли вариант с повышением уровня финансовой гарантии ІАТА-агентства единственно возможным решением страхования рисков перевозчика, каким образом должна быть построена коммуникация между авиакомпанией и агентом (чтобы происходил текущий мониторинг рисков: растущие объемы агента, смена собственника, продажа через онлайн) и кто до принятия решений IATA должен выражать мнение рынка авиаперевозок со стороны агентов.

Больше всего времени и эмоций было уделено последнему вопросу. Сейчас на украинском рынке около 350 аккредитованных ІАТА агентств, но лишь девять из представлены в агентском комитете «с давних времен». Но проблема в том, что механизма изменения правил и персонального состава агентского комитета нет. Хотя присутствовавшая на форуме АЛТУ Елена Корчинская из агентства «Пилот», входящая в этот комитет, выразила готовность учесть коллективное мнение и передать его остальным членам комитета уже на следующем заседании утром 29 июля, она покинула сегодняшнее мероприятие раньше остальных и не участвовала в последующей горячей дискуссии, как и ушедший почти одновременно с ней Александр Онацкий, региональный менеджер IATA по Украине, Грузии и Армении.

Перед уходом госпожа Корчинская рассказала, что сейчас в ІАТА поднимается вопрос проведения аудита агентств, который будет касаться оборотных фондов, недвижимости и банковских счетов участников рынка продаж авиабилетов. «На один из наших вопросов, что произойдет в случае каких-то изменений, мы получили ответ: из 350 агентств в Украине останется лишь 50», – сказала Елена Корчинская.

Однако это самый пессимистический сценарий. Директор МАУ по продажам в Украине Андрей Павленко, он же председатель упомянутого агентсткого комитета, напомнил собравшимся: «Участие в BSP добровольное, так как при вступлении участник принимает все условия. Отключить – это священное право перевозчика». В ответ вице-президент АЛТУ и коммерческий директор TEZ Tour Аркадий Маслов спросил: «А если агенты вступят в сговор и перестанут продавать МАУ? Банкротство за неделю!»

Глава Tickets.ua Сергей Кравец выступал больше всех, использовал множество идиом и был наиболее откровенен: «Агентский комитет тупо нездоровый. Вы хреново регулируете рынок, а потом вырубаете агентства». Он также потребовал от IATA установить техническую «приблуду», чтобы участники рынка видели полную картину происходящего. Сидевшие за круглым столом оживленно обсуждали эту «приблуду», которая будет предоставлять необходимые данные. Пока же любая авиакомпания, участвующая в BSP, не видит, что происходит у ее соседей. Таким образом, появляется лазейка для махинаторов, которые могут напродавать кучу билетов и не перечислить перевозчика деньги, что и случилось с «Тревел Дистрибьюшн Сервисиз».

Вероника Булавицкая, представитель «Аэрофлота», одним из первых отключившего все Senturia, подтвердила: «В России BSP информирует «Аэрофлот», если лимит превышен». Но другие участники заседания разъяснили, что в РФ дата-процессинг BSP находится на российской территории, а в Украине такого нет.

Андрей Павленко из МАУ пообещал: «Будет возможность у перевозчика контролировать свои объемы». Он также сообщил, что у многих авиакомпаний изменились требования к агентствам и призвал последние ждать в гости перевозчиков и готовиться к удвоению гарантии. Это совершенно не устраивает Сергея Кравца из Тickets.ua, который сказал: “Я вынужден сейчас искать 3,5 млн долларов гарантии. Зачем, если я могу платить на второй-третий день?»

Елена Битюкова, глава комитета АЛТУ по транспорту и директор агентства Airlife, представлявшая субагентские сети, поддержала идею изменить состав агентского комитета IATA: «Мы хотим понимать механизм, как эти люди могуть меняться. Механизм должен быть понятен и прозрачен».

На вопрос Turprofi.com.ua, что мешает 350 агентствам собраться и поменять состав агентского комитета, участники круглого стола однозначно ответить не смогли. Сергей Кравец в шутку призвал собраться возле памятника Пушкину и попросил Андрея Павленко разослать по электронной почте такое предложение всем 350 агентам. Галина Ротова из «Роял вояж» уточнила, что такое мероприятие можно назвать Авиамайдан. Но многие высказали опасение, что от этого Авиамайдана будут отрезаны региональные агентства.

Поэтому редакция Turprofi.com.ua готова предоставить свой форум в качестве платформы для самоорганизации и налаживания контактов ІАТА-агентств, прежде всего в областях Украины. На сегодняшнем круглом столе мы выдвинули предложение использовать простой механизм: от каждых 35 аккредитованных агентств – один делегат (таким образом сформируется новый агентский комитет из 10 членов). При этом кооперироваться можно либо по региональному признаку, либо по общности интересов.

http://turprofi.com.ua/forum/razdel-predlozhenij/3-novyj-agentskij-komitet-iata#3

 

Юрий Свирко, 23.07.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS