Все ждут, когда IATA стукнет кулаком

«Аэрофлот» запретил своим агентам в РФ сотрудничать с senturia.ru, senturia.ua, украинскими  Stars Travel и Vremena Goda Seasons Luxury по рейсам всей аэрофлотовской группы.

Перевозчик разослал всем письмо, в котором предупредил, что если выявит факты подобного сотрудничества, то валидатор агентства, оформившего перевозку, будет незамедлительно отключен от ресурсов авиакомпании без предварительного уведомления. Руководство опальных сервисов пока молчит, зато волнения на рынке авиабилетов не утихают.

Около 14 млн долларов убытков после дефолта «Тревел Дистрибьюшн Сервисиз» стали ударом для многих перевозчиков. И, судя по всему, «Аэрофлот» в данный момент – единственная компания, которая намерена выполнять свои обязательства перед пассажирами, купившими ее билеты через «Тревел Дистрибьюшн Сервисиз». Остальные перевозчики настроены заставить пассажиров купить билеты повторно, хотя по всем правилам клиентов эта ситуация вообще не должна была затронуть.

«Аннуляция билетов – это, извините, произвол! – высказывается один из авторитетных экспертов. – Е-ticket – электронный документ, удостоверяющий договор воздушной перевозки между пассажиром и авиакомпанией. И тот факт, что авиакомпания решила поручить сбор денег своему агенту, никоим образом не может влиять на данный договор».

Эксперт уверен, что ответственность за ненадежного партнера обязаны нести авиакомпании: это они выбрали такого агента, подписали с ним договор, и не смогли получить деньги в результате. «Пассажир имеет на руках впущенный билет и имеет право лететь, – констатирует собеседник. – Даже если он и сам не перечислил деньги, это еще нужно доказать. А уж если честно заплатил, а кто-то там дальше в цепочке оказался слабым звеном, то тем более!».

«Юридически оснований не обслужить пассажиров  нет: билет – это договор между пассажиром и перевозчиком, – подтверждает начальник департамента коммерческой аналитики Tickets.ua Виктор Войцеховский. –  Пассажира не должно волновать, кому авиакомпания поручила передать деньги.  Их пропажа тем более не снимает ответственности с авиакомпании, которая работала  с ненадежным партнером. Но учитывая прецендентность ситуации, ожидать можно чего угодно. Ситуация еще может сильно усугубиться аналогичной историей на рынке Британии. По слухам, там тоже на днях ушло агентство в дефолт с рекордной суммой 45 мнл евро».

Защитой прав  пассажиров должно заняться и государство, считают профессионалы, приводя в пример Израиль, где все билеты и туруслуги 100% возвратные до момента вылета или начала тура. «Это может нравиться или не нравиться, но пассажиры – защищены», – отмечает эксперт.

Больше всего в этой ситуации наблюдателей смущает отсутствие каких-либо конкретных действий со стороны IATA. «Всё, что IATA сделала на сегодня, – распространила письмо для авиакомпаний с разъяснением ситуации», – говорит представитель одного из перевозчиков. Другой напоминает, что только ассоциация точно знает, что произошло на самом деле и кто на какую сумму пострадал, но молчит как партизан. А уж о том, что организация никак не реагирует на отказ выполнять обязательства перед клиентами, и говорить не приходится.

«Не хочу сказать ничего плохого об IATA, но несомненно одно: ассоциация как крайне забюрократизированная и зарегулированная структура, с одной стороны, несет в себе стабильность и надежность (это очень важно для авиарынка), а с другой стороны, она пока не смогла эффективно ответить ни на один из вызовов индустрии последних 5-7 лет.  То есть неповоротливость, которая была ранее так необходима, сегодня наоборот привносит риски и не решает текущие проблемы индустрии», – высказывается другой эксперт.

По его мнению, подход к фингарантиям агентств нужно творчески переработать. Возможно, ввести фонд гарантирования, как это сделано в банковской индустрии, или что-то другое, но оставлять как есть при сегодняшних огромных потоках и рисках нельзя. 

«21 июля будет экстренно собираться комитет перевозчиков. А 22-го также экстренно соберется в IATA комитет агентов. Это и есть пока официальные шаги по урегулированию и поиску решений, – сообщил Виктор Войцеховский. – Хотя , насколько нам известно,  предварительно IATA заявила, что все действия «ТДС» были в рамках процедур. Это очень тревожный маркер правильности процедур. И он свидетельствует о необходимости подогнать их под существующие реалии».

По мнению другого специалиста, все в любом случае закончится увеличением гарантий для ИАТА-агентств и дополнительными сложностями в работе. Если авиакомпании выполнят свои обязательства перед пассажирами, то  будут компенсировать потери сначала через страховщика, который выдал гарантию, а когда поймут, что средств не хватает, – через оставшиеся рабочие агентства.

Виктор Войцеховский считает, что ситуация может быть чревата и для всех иностранных перевозчиков. Он объясняет, что с точки зрения формирования пассажиропотока существует два типа регионов  для авиакомпаний.  «Локальная территория – это родная страна, которая, как правило, служит основным источником пассажиров на рейсах. Украина является таковой только для отечественных  МАУ, УРГА, «ЯнЭйр» и тд., которых, к слову, практически не осталось, потому что желания их поддерживать до сих пор нет. Фидерная территория – зона, из которой формируются дополнительные транзитные потоки. Они, безусловно, важны, но не критичны для перевозчика. Именно ко второму типу относиться Украина с точки зрения  иностранных перевозчиков». И если отечественным компаниям деваться некуда, то с зарубежными все сложнее. Когда риски по территории превысят коммерческий эффект, то такие компании как «Аэрофлот» могут попросту закрыть продажу на Украине. Некоторые уже предприняли этот радикальных шаг, причем весьма значимый для рынка нашей страны, отмечает эксперт.

  

Валерия Овсяник, 10.07.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS