Как повлияет катастрофа в Иране на МАУ?

 

Самолет украинской авиакомпании разбился 8 января в Иране через несколько минут после взлета. Первая информация об этом появилась в СМИ в 5:30 утра. Самолету было всего 3,5 года, он был исправен и на борту, по словам руководства авиакомпании, находились лучшие специалисты МАУ.

 

Пока авиакомпания выступила в 9:43 с официальным заявлением, в СМИ успели сообщить сначала о том, что самолет был сбит иранскими ПВО, а затем о том, что это был технический сбой и проблема с двигателем. Конфронтация Ирана с США сразу навела многих на мысль о военных действиях или террористах. Однако до окончания официального расследования (а продлиться оно может от трех месяцев до года) точных выводов мы не получим.

 

В любом случае произошедшее стало шоком для МАУ и всех ее сотрудников. Полеты в Иран временно прекращены. Авиакомпания несет репутационные потери. Эксперты единодушно утверждают, что продажи, особенно на транзитных маршрутах авиакомпании, в ближайшее время просядут. Возможно, это будет ненадолго и не критично. Но радоваться все равно нечему. «Людей очень жаль... Надеюсь, катастрофа не станет ударом, от которого невозможно оправиться», - говорит один из аиваэкспертов.

 

«Я работал в «Аэросвите», когда в Салониках в конце 90-х разбился ЯК-42 «Львовских Авиалиний». Он выполнял рейс «Аэросвита», у которого в тот момент сломался боинг. Тогда долгое время ходили слухи, что борт разбился, так как экипаж не знал английского языка. По факту оказалось, что диспетчеры неправильно сориентировали пилотов, к тому же в аэропорту не работало нужное оборудование. В результате диспетчера осудили на пять лет. Но мы сейчас не о причинах, а о том, через что тогда прошла авиакомпания и что она сделала. Сильно пострадали ее репутация и загрузка на всех маршрутах (в нынешней ситуации этого тоже не избежать). Родственники пассажиров начали предъявлять претензии к «Аэросвиту», а тот регрессом — ко «Львовским Авиалиниям». Люди получили компенсацию по 20 тысяч долларов на человека... Не знаю, какие сейчас действуют правила, однако думаю, все зависит от страховки. В МАУ есть специалисты, которые понимают, что делать и как поступить. Но я представляю, что сейчас происходит в авиакомпании. Моральное давление ужасное», - сочувствует коллегам директор «Музенидис Тревел Украина» Виктор Марченко.

 

По его словам, сейчас самым важным для МАУ будет разобраться с родными погибших — это вопрос номер один. «Самолеты перевозчика взяты в лизинг, они все застрахованы. Но страховая компания должна понять причины, чтобы регрессом выставить кому-то требования. Именно она делает выплаты родственникам погибших и выплат может не быть до выяснения причин случившегося. Неизвестно, сработает ли страховка при терактах или военных действиях. Что касается оттока пассажиров, то, возможно, он и не будет заметен, если введут какие-то специальные тарифы или придумают что-то еще. Проблем с заменой самолета тоже не будет. Зимой запасной борт найдут быстро — это ведь не лето. Возьмут в мокрый лизинг и выполнят все свои программы», - констатирует Виктор Марченко.

 

Эксперты делают акцент на том, что судьба перевозчика зависит от результатов расследования. «Если подтвердится неисправность самолета — это действительно ударит по имиджу перевозчика и спросу на его рейсы, - полагает глава Adria Hit Group Владимир Швец. - Тогда вряд ли кто-то захочет с ним летать и брать самолеты под чартеры. И это негативно скажется на его операционной деятельности. Если же подтвердится, что самолет был исправен, и будет ясно, что ситуация с катастрофой не зависела от перевозчика, отток пассажиров будет незначительным. И компания сможет восстановиться».

 

Еще два эксперта высказали свое мнение о произошедшем анонимно.

 

«Версия о технической неполадке сомнительна. Остановка одного из двигателей никак не может повлиять на безопасную посадку самолета. Разрушение двигателя (когда вылетают лопатки) и даже повреждение корпуса... — там не та высота была, чтобы привести к взрывной разгерметизации корпуса. Взрыв двигателя тоже маловероятен — полная индикация температуры выхлопных газов, масла и т.п. есть в кабине. Это современный лайнер: автоматика во время превышения допустимых режимов сама бы выключила двигатель, формально уведомив пилотов. И обратите внимание на отсутствие подачи сигнала бедствия от экипажа. Самолет находился в наборе высоты — это когда происходят интенсивные переговоры экипажа с наземными службами. Более того, в это время в кабине объявляется режим стерильных переговоров — то есть запрещены любые переговоры, кроме как непосредственно касающиеся работы экипажа на взлете. А тут борт ушел "молча" — то есть разрушения должны были иметь такие последствия, чтобы отрубило всю электронику самолета — это невозможно, что-то бы да работало. Одновременно не было неконтролируемого падения, которое возникает при полном разрушении лайнера и потере его аэродинамических свойств — он бы ушел в штопор. Поэтому я думаю, что его все-таки сбили. Не удивлюсь, если после начала расследования иранская сторона заявит: да, извините, какая-то ракета была — не уследили. А пока в рамках расследования им лучше воздержаться от опасных заявлений и не брать сходу вину на себя — нужно, как минимум, подготовиться и проработать возможные сценарии, чтобы с наименьшими потерями выйти из этой ужасной ситуации», - высказывает мнение один из авиаторов.

 

Он обращает внимание, что в Иране очень хороший пассажирский рынок, который был и остается лакомым куском для всех авиакомпаний. Туда, несмотря на предупреждения американской FAA, летает много перевозчиков, никаких проблем у них до сих пор не было, и упрекать МАУ, что она не отменила туда рейсы до катастрофы, неправильно.

 

Turprofi.com.ua проверил сайт аэропорта Тегерана: действительно, с двух часов ночи до пяти утра 8 января (как раз перед МАУ) оттуда вылетели самолеты «Люфтганзы», «Турецких Авиалиний», «Австрийских Авиалиний», «Аэрофлота», «Катарских Авиалиний» и Atlas Global.

 

«Сейчас для МАУ самое важное — решение страховой. Тут есть юридический нюанс — вышла резолюция FAA (она имеет рекомендательный характер), которая предложила предупредить эксплуатантов самолетов американского производства прекратить полеты в зоны конфликта. На это могут ссылаться страховые компании, мол, вас предупредили — вы не послушались, поэтому, извините, ответсвенность на вас. И тогда будет неважно, ракета сбила самолет или что-то случилось с двигателем. Если страховщики откажутся компенсировать ущерб, неизвестно, что будет проще сделать авиакомпании», - резюмирует другой эксперт.

 

Валерия Овсяник, 08.01.2020

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS