Закон и регулирование в туризме — что изменят?

 

В сети появилось видео с неформального заседания группы по развитию туризма, предваряющей создание Общественного Совета при комитете гуманитарной политики ВР. Рабочие вопросы, которые там обсуждали, касались в том числе регулирования туроператорской деятельности.

 

Участники обсуждения не рассчитывали, что их будут снимать и что видео обнародуют в соцсетях. Но ничего криминального там не прозвучало, хотя Turprofi.com.ua и смутило высказывание главы Ассоциации индустрии гостеприимства Украины Александра Лиева о том, что не считая Join UP!, все туроператоры-выездники представляют в Украине иностранный капитал и заниматься внутренним и въездным туризмом никогда не будут. Впрочем, на наш вопрос, а как же TPG и множество нишевых выездных ТО с украинскими корнями, Александр Лиев ответил, что не хотел никого обидеть, просто привел «Джоин» в качестве удачного примера развития бизнеса.

 

Что же интересного сказали на заседании?

 

Во-первых, озвучили идею, что нельзя приравнивать туроператоров внутреннего и въездного туризма к туроператорам выездного, поскольку у этих компаний разные риски и задачи. У ТО внутреннего туризма и инкаминговых компаний нет такого количества турагентов и таких огромных объемов. Поэтому Александр Лиев предложил разделить в законе понятия: «туроператор» и «оператор внутреннего туризма». Чтобы снять с последних лишнюю бюрократическую нагрузку по оформлению лицензий и фингарантий. Эксперт предлагает отменить лицензирование для всех въездных и внутренних ТО, кроме тех, что занимаются медтуризмом.

 

«Зачем лицензировать то, что не нуждается в лицензировании? - поинтересовался Александр Лиев. - Я был свидетелем многих кризисных ситуаций и не знаю ни одного кейса, когда проблема, возникшая у туроператора по внутреннему туризму, решалась бы его лицензированием. Есть необходимость пересмотреть регулирование для выездных ТО, о чем они сами же говорят, причем давно, а для въездных и внутренних компаний имеет смысл этот процесс отпустить».

 

Регулирование тех, кто занимается внутренним туризмом, господин Лиев предложил переложить на Кабмин и приравнять эти ТО к ивент-агентствам. Что касается выездников, которые несут отсроченные убытки и живут в условиях постоянного риска, то пусть они собираются отдельно («мы с вами не являемся специалистами по этому бизнесу») и подсказывают регулятору, каким образом нужно обезопасить их вид деятельности. «Я бы отдал регулирование выездных ТО в Минэкономики», - добавил господин Лиев.

 

Во-вторых, из разговора членов группы стало ясно, что новое Госагентство, которое начнет функционировать в составе Министерства культуры, будет создано не раньше 1 января. И в состав регулятора войдут 30-40 человек, которым, конечно, не под силу будет проверить категоризацию отелей и выполнение лицензионных условий всеми игроками туррынка (собственно, отсюда и предложение вычеркнуть из списка проверяемых инкаминговые компании и ТО по внутреннему туризму). Категоризацию отелей планируют отдать на откуп саморегулируемым организациям, причем сделать так, чтобы СРО было несколько и между ними развивалась конкуренция, дабы исключить монополию и злоупотребления в этой сфере.

 

В-третьих, совершенно ясно, что в исполнительные органы придут новые люди, которые будут какое-то время вникать в процесс. Подкомитет в ВР, который возглавляла в свое время Анна Романова, сейчас возглавляет Дмитрий Налетов. И, по данным наших источников, есть политическое решение (никак пока не оформленное) создать в Минкульте структуру, состоящую из Госагентства (аналогичное тому, что было когда-то при Мининфраструктуры), нескольких госпредприятий и нескольких советов по туризму. Но поскольку Минкульт до 1 января — в процессе реорганизации, Госагентство заработает только после Нового года. В данный момент отрасль еще находится в ведении МЭРТ, хотя там уже потеряли к туризму интерес, уточняет Александр Лиев.

 

Он добавляет, что Минэкономики и Минкульт — два разных юрлица. Поэтому Департамент по туризму будет ликвидирован, а в Госагентство наберут по конкурсу новый состав чиновников. «Не знаю, попадут ли туда люди из нынешнего Департамента. У меня отношение к результатам их работы скептическое», - признался в разговоре с Turprofi.com.ua господин Лиев.

 

Пойдет ли отрасли на пользу смена действующих лиц в исполнительных органах? С одной стороны, свежий взгляд всегда полезен. С другой, наработки предыдущей команды могут быть утеряны.

 

Иван Липтуга, которого Turprofi.com.ua попросил прокомментировать предложения, прозвучавшие на заседании рабочей группы, заявил, что его позиция за три прошедших года не изменилась: лицензии нужно отменять. Но по поводу закона эксперт не согласен. «В МЭРТ лежит готовый, вылизанный и принятый всеми участниками рынка законопроект, который и примут в итоге. А все остальное — это дилетантские фантазии», - уверен собеседник.

 

Он напоминает, что в законопроекте МЭРТ принцип регулирования деятельности всех туроператоров (и выездного туризма, и внутреннего) одинаковый. И для всех обязательно страхование ответственности, привязанное к объемам оперирования.

 

Насколько велики шансы у законопроекта МЭРТ быть принятым? Александр Лиев не уверен, что они большие: «Начнем с того, что этот проект не зарегистрирован (его не пропустила Госрегуляторная служба. - Turprofi.com.ua). Там есть набор идей... Но здесь речь идет уже скорее не о законе, а о том, чья возьмет (спикер намекает на противостояние Ивана Липтуги и Анны Романовой, которые одновременно разрабатывали каждый свои поправки к закону «О туризме». - Turprofi.com.ua). Мне кажется, это неконструктивно. Готового законопроекта, который бы удовлетворял весь рынок, обсуждался и был внесен в ВР, у МЭРТ нет. И даже Анна Романова говорит, что некоторые пункты за время подготовки ее проекта, устарели. В документах есть что дополнять и дорабатывать. Сейчас не имеет значения, чей закон будет принят. Главное, чтобы он работал. И я надеюсь, что поправки внесут и в закон «О курортах», а не только "О туризме"».

 

Господин Лиев еще раз отмечает, что проблема неэффективности системы контроля в туризме назрела давно. Есть основания беспокоиться из-за возможных падений ТО. Но внутренний туризм больше страдает от организационных проблем. И одинаковый способ контроля за этими субъектами деятельности будет неэффективен либо для выездного, либо для внутреннего сегмента.

 

 

Иван Липтуга считает такой подход неправильным: «Чем туроператоры выездного туризма принципиально отличаются от ТО въездного? И чем  медицинский важнее обычного? Допустим, группа китайских или индийских туристов заказала услуги у нашего туроператора. Кто несет за них ответственность, если туроператор собрал деньги, а дальше оказался неплатежеспособным? Механизм финобеспечения для всех должен быть единым. Главное, что объединяет всех ТО — одновременность производства и потребления. Деньги с туристов первоначально берутся за договор — фактически ни за что. А услуга потребляется позже. И если ТО не может ее оказать, то кто-то должен позаботиться о туристах. Мы неоднократно собирались с туроператорами (топ-10 выездных и крупные принимающие ТО), со страховщиками. Обсуждали модели фингарантий. И я могу сказать, что самое важное — и это не поменяется, сколько воду в ступе ни толочь — вопрос о вступлении в силу фингарантий одновременно с наступлением у туроператора невозможности выполнить свои обязательства».

 

Эксперт также выразил несогласие с разделением ответственности и финансирования между ведомствами: «Отдать Минкульту 240 млн на промоцию страны, а нагрузку по контролю за лицензиями и категоризацией сплавить в МЭРТ и Мининфраструктуры? Как это они себе представляют?».

 

 

Валерия Овсяник, 20.11.2019

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS