"Ильтур" возвращает паспорта, но не деньги

Точное количество пострадавших от прекращения деятельности «Ильтура» пока неизвестно. По сообщениям экспертов, за первый день (23 июня) на возврат средств было подано 300 заявлений. 

 

«Думаю, сумма, которую «Ильтур» остался должен клиентам и партнерам исчисляется миллионами гривен, – предполагает директор черновицкой туркомпании «Европа Плюс» Мирослава Поповецкая. – Отели, самолеты и автобусы не оплачены – вот и считайте».

По мнению главы киевского ТА «Ушел в отпуск» Елены Бандуры, сумма ущерба может быть огромна, ведь только ее туристам должны 1300 евро, а есть агенты, которые перечислили «Ильтуру» по 6 тысяч евро и больше. Причем туры были забронированы на все лето вперед. «Я только что из офиса этой компании – мы забирали паспорта по просьбе коллег из Ровно, Хмельницкого, Ивано-Франковска, – сообщила эксперт. – Трудно описать, что там творится. Пока пострадавшим предлагают писать заявления и отправлять на юридический адрес «Ильтура». Но больше никто ничего не знает».

«Завтра поеду к ним за паспортами своих туристов, – делится Мирослава Поповецкая. – На телефоны "Ильтур" не отвечает, никто ничего не объясняет. От коллег знаю, что половина наших паспортов – с визами, а половина еще не подана в консульство». Эксперт упомянула о своем намерении написать заявление в прокуратуру, однако она сомневается, что это поможет. «Я 22 года в туризме и понимаю, что никого происходящее не интересует. И туристов, естественно, тоже: если человек доверил мне свои деньги, ему все равно, кто у меня их забрал – он заплатил и хочет отдыхать. Буду отправлять клиентов на отдых за свой счет – они пока еще не уехали и даже ничего не знают о происходящем».

«Моих туристов вообще не довезли до места назначения, – жалуется Елена Бандура. - Высадили посреди Болгарии, сказали, что ваучеры поддельные, и предложили идти на все четыре стороны. В том же автобусе ехала детская группа с одним сопровождающим. Я не представляю, что они там сейчас делают – это ведь дети». Собеседница добавляет, что по сведениям болгарской принимающей, все туры были аннулированы «Ильтуром» еще 20 июня. И если это правда, то 21 июня туристов отправляли уже зная, что в Болгарии их никто не ждет и не повезет обратно. «Остается только надеяться, что оператор вернет деньги. У нас 13 июля должна была ехать с ним в Болгарию группа детей...», - расстроена собеседница.

Часть агентов обратилась за помощью к другим операторам с просьбой расселить, а также вывезти их клиентов из Турции и Болгарии. Многие ТА оплачивают все это из своего кармана. Сеть "Поехали с нами", к примеру, формирует список пассажиров на обратный рейс 28 июня из Антальи в Киев, предлагая всем, кому нужно вывезти клиентов, обращаться. В сети ТА "Горячие туры" сообщают, что задействуют все возможные рычаги для решения проблемы. "Все наши туристы будут отдыхать столько, сколько должны были, - говорит замдиректора сети Владислав Безверхний. - И улетят назад своим или другим рейсом".

На этом фоне естественно возникает поднадоевший уже всем вопрос фингарантий в туризме, который в свете происходящего наверняка начнут мусолить с новой силой. Напомним, что ФИГи обсуждают уже четыре года, и турассоциации регулярно предлагают их увеличить, при том что в данном случае размер, по мнению экспертов, как раз и не имеет значения: не было еще ни одного случая, когда бы банки, выдавшие туроператорам гарантию, кому-то что-то заплатили.

«Я против увеличения фингарантий, тем более, что единого мнения о том, к чему их следует привязывать, нет, – отмечает директор «Аполло-тур» Андрей Демура. – Должно быть страхование ответственности туроператора перед туристом, тем более, что есть положительный опыт с «Проландом», когда людям вернули по 60% от потерянных сумм». Эксперт полагает, что серьезной нагрузкой для операторов страхование ответственности перед туристами не окажется, ведь его можно включить в стоимость турпакетов (с учетом количества туристов, сумма надбавки может составить не более 50 центов).

Валерия Овсяник, 24.06.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2019?