Закон «О туризме» изменят по-новому

 

Поправки в закон «О туризме», которые длительное время разрабатывались в МЭРТ с привлечением экспертов отрасли, зависли где-то в кабинетах и не подают признаков жизни — по крайней мере, никакой публичной информации о том, как продвигается процесс, на сайте МЭРТ нет.

 

Такое ощущение, что броуновское движение, которое подогревал в министерстве Иван Липтуга, замерло с его уходом из департамента, отмечают эксперты. Сначала в министерстве обещали до конца августа повесить на своем сайте альтернативные проекты для обсуждения. Потом это все отложили до сентября — и тишина.

 

«Предложенные нами поправки не то, чтобы проигнорировали, но никакого движения по совершенствованию закона сейчас нет, - отвечает на вопрос Turprofi.com.ua президент УАТА Антон Рудич. - Думаю, пока это просто никому не нужно».

 

Однако президент национальной туристической организации Украины Иван Липтуга заверил Turprofi.com.ua, что процесс идет: «Законопроект немного порезали дерегуляторы, но юристы МЭРТ обещают скоро все согласовать. А единый реестр туроператоров обязательно будет, как и планировалось».

 

В то же время на сайте Верховной Рады висит совершенно другой законопроект изменений в закон «О туризме» (по определению понятия "альтернативные меры предоставления турпродукта" и конкретизации перечня существенных условий и формы договора на туристическое обслуживание). 

 

Этот проект, инициированный депутатами, возник внезапно, но имеет большие шансы быть принятым (вот что значит "политическая воля"), хотя предложенные там поправки ранее не обсуждались и не стояли на повестке дня, как нечто жизненно важное (в отличие от фингарантий для ТО, которые должны обеспечить ответственность туркомпаний перед туристами). Специалисты считают, что и эти поправки будут на пользу, хотя возникли они под влиянием эмоциональной составляющей: даже депутаты устали от постоянных переносов и овербукингов, которые этим летом носили уже не массовый, а тотальный характер.

 

«В таких масштабах овербукинга у нас еще никогда не было, говорит директор консалтинговой компании «Блакитна Хвиля» Нина Козенко. Раньше туроператоры такого не позволяли. Если случался у кого-то овербукинг, то турист был в шоколаде его переселяли в самый лучший отель и делали все, чтобы сгладить любые неприятные впечатления — можно было даже говорить, что туристу повезло».

 

Однако этим летом нормой стала процедура заселения туристов куда попало, поскольку часть ТО изначально продавала туры не в те отели, которые запрашивали клиенты. По прилету туриста просто ставили в известность, что он будет жить в другой гостинице «такого же уровня». И клиенту ничего не оставалось, как смириться. Так вот: предложенные депутатами правки не разрешат туроператорам предоставлять альтернативные услуги (а они предоставляются без сокращения срока пребывания и в предусмотренные договором даты), если турпродукт, указанный в договоре, не может быть предоставлен по вине (или инициативе) самого туроператора. То есть если причиной нарушения договорных обязательств становится неверное бронирование со стороны ТО, несвоевременная оплата услуг партнера, отмена чартерного рейса из-за того, что тот недостаточно загружен и т.д.

 

В этом случае турист будет иметь право отказаться от договора на туристическое обслуживание и требовать от туроператора возмещения убытков и морального (неимущественного) вреда.

 

«Чего хотят добиться этой нормой? Представьте, что турист прилетает в страну пребывания и его селят не в тот отель. Он отказывается от договора — и что? Улетает за свой счет? Какие у него варианты? Мне кажется, правильней было бы не изобретать свой украинский туристический велосипед, а урегулировать спорные вопросы так, как это делают в развитых странах – согласно Франкфуртской таблице. Вы знаете, что мы в одностороннем порядке взяли на себя соответствующие обязательства еще с лета», - напоминает член правления TPG Елена Бойко.

 

«Туроператоры сами виноваты, - разводит руками Нина Козенко. - Люди платят большие деньги за крутые отели, а потом их туда не селят. Или назначают чартеры, а потом отменяют и предлагают тем, кто покупал по раннему бронированию, выбрать альтернативу в сезон, когда цены уже другие и мест в хороших отелях нет. Или меняют вылеты с утренних на вечерние и наоборот — при этом у туриста могут пропасть сутки отдыха. Так не могло продолжаться вечно. После внесения новых правок невозможно будет безнаказанно сбыть туристу то, чего он не хотел. А «инициативой туроператора» можно считать уже одно объявление на его сайте о переносе рейса. Объявил — все. Расплачивайся».

 

Объективной причиной для изменений можно будет считать природные катаклизмы (наводнения, землетрясения) или поломки самолета — хотя и тут могут быть вопросы, поскольку для таких случаев у туроператора должен быть предусмотрен борт на замену. И суды наверняка поддержат недовольных туристов, считает эксперт.

 

Самое неприятное для туроператоров в том, что невозможно будет ограничить свою ответственность перед клиентом какой-то небольшой определенной суммой. «В законе появляется компенсация морального ущерба, которую турист сможет требовать от ТО помимо возврата уплаченных за тур средств», - отмечает собеседница.

 

Еще одно изменение: в правовом поле возникает публичный договор с туроператором — один на всех. Это неплохо, поскольку есть туроператоры, у которых договоры не соответствуют закону «О туризме». Но еще неизвестно, какой именно договор придумает сам Кабмин.

 

К слову, в соседнем государстве с 1 января вводят электронную путевку: туроператоры обязаны будут вносить данные о бронировании и оплате турпродукта в информационную систему. По каждому туру в там будет сформирован документ с уникальным номером — электронная путевка, с помощью номера которой туристы смогут отслеживать статус своего тура онлайн. Имеет ли смысл внедрить что-то подобное в Украине? В конце концов, сделать реестр туркомпаний планировали и у нас.

 

«Реестр туркомпаний и реестр бронировок — разные вещи, — рассуждает Антон Рудич. - Вносить каждую свою бронировку, значит раскрывать свои объемы. А у нас это страшная тайна за семью печатами. Одно дело — заявить, что ты отправил несколько сотен тысяч туристов, а другое дело — показать каждую заявку с разбивкой по направлениям (это уже конкурентная аналитика и, возможно даже, коммерческая тайна».

 

«Во-первых, у нас создание такого реестра никому не интересно и не нужно, - поддерживает Нина Козенко. - Во-вторых, кто это будет финансировать? В-третьих, рынок сейчас находится в хаотическом и полулегальном состоянии, как в туроператорской сфере, так и в агентской (особенно в агентской). А значит, публичность никому не выгодна».

 

Парадокс в том, что Украина при всем при этом пошла дальше соседей: изменения в закон «О бухучете» с 1 января 2019 года обяжут юрлиц публиковать на своих сайтах финансовую отчетность. А уже с 1 января 2018 года информация о балансе и финансовых результатах юрлиц не будет конфиденциальной. «Любой сможет запросить боланс компании, которая обязана будет предоставить свои финансовые документы в течение 30 дней с момента запроса», - говорит Нина Козенко.

 

Но до этого надо еще дожить. В любом случае реестр электронных путевок — это утопия в наших реалиях, считают эксперты.

 

«Подумайте сами: даже если решат ее создать, кто будет такую систему разрабатывать? Кто будет отвечать, наполнять и контролировать ее? И для чего ее будут использовать? Конечно, если бы она была, вопросов о том, кто какие налоги заплатил, не возникникало бы — все это вычислось бы на раз. А если бы там еще и турагенты указывались, то сразу было бы понятно, кто из них, не имея даже ФЛП, продает тысячи путевок. И проблема оплаты от имени туристов была бы снята», - рассуждает Антон Рудич.

 

С другой стороны, никакие реестры и системы не помогут, если нет рычагов давления на всех участников процесса. «Когда ТО не предоставляют сведений или сдают неправильные данные и это им ничем не грозит, то все теряет смысл. Вот у нас, например, обязали ТО подавать в МЭРТ данные о количестве отправленных туристов. Но подают их как хотят. По результатам прошлого года на первом месте оказался Coral, потому что один из немногих указал все честно», - смеется президент УАТА.

 

«Единый реестр проданных туров – хорошая идея, — считает Елена Бойко. — Но важно в чьих он руках. Если его администрирует государство – это нормально. Если общественная саморегулируемая организация — то только относительно своих членов».

 

 

Еще один эксперт полагает, что одной из основных проблем туррынка остается серая схема работы многих агентов, которая позволяет недобросовестным туроператорам избежать многих судебных исков (если кто-то из них закрывается, агенты, перечисляющие в ТО деньги «анонимно», не могут предъявить никаких законных претензий и вынуждены расхлебывать все самостоятельно, отдуваясь перед туристом и за несостоявшийся отдых, и за переносы, и за «овербукинг»). Но с этим депутатские правки не помогут.

 

Валерия Овсяник, 23.11.2017

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS