Кассовый разрыв отношений

На прошлой неделе сразу несколько компаний рассказали Turprofi.com.ua, что пострадали от одного турагентства (назовем его Х), арендующего офис в Киеве. В течение двух январских дней Х забронировала у крупного туроператора авиабилетов на 400 тысяч гривен, но денег так и не перечислила.

«Нам начали рассказывать про свое сложное финансовое положение, обещали выйти на ноль к концу января, потом до 9 февраля, а потом предложили подождать 6 месяцев, а лучше – 12. Перечисляют по 2-3 тысячи гривен в месяц, - пожаловался директор пострадавшего ТО. – Я стал расспрашивать коллег, оказалось, что несколько других крупных туроператоров уже отключили их от систем за регулярные задержки с оплатой, а еще одним нашим коллегам они должны за авиабилеты 700 тысяч гривен».

Любопытно, что пострадавшая сторона этого финансового конфликта (туроператоры и билетные компании), которая первоначально требовала предать историю огласке, в итоге передумали фигурировать в материале и попросили оставить их исключительно на условиях анонимности. Хотя подтверждают информацию и в любой момент готовы идти в суд.

Один из участников объясняет, что если рассказать о долгах Х, то он не сможет зарабатывать и рассчитываться с кредиторами. Хотя это и не очень красивая по отношению к остальным представителям рынка позиция: допустим, на туристах это не отразится, но те, через кого Х забронирует билеты, наверняка пострадают.

Откровенно говоря, при таком раскладе Turprofi.com.ua даже засомневался, стоит ли вообще рассказывать об этой истории, если все действующие лица остаются инкогнито. Однако поразмыслив над аргументами сторон, мы пришли к выводу, что случай достоин обсуждения. И мы рассказываем его здесь для того, чтобы узнать мнение отрасли.

В самом турагентстве Х утверждают, что так сейчас работает весь рынок. Что многие попали с банком «Контракт», где были не только банковские гарантии оформлены, но и лежали деньги на счетах. И те, кто ушел в минус, теперь действуют также как Х (бронируют, не перечисляя денег и перекладывая свои проблемы на плечи более сильных и удачливых коллег).

Так ли это?

Вернемся к нашей истории. «У нас руководство не приветствует активность в прессе, хотя если придется выступить в суде, то документы у нас есть, - рассказывает представитель одного крупного ТО. – Мы давали этому турагентству второй шанс, но они нас подвели при следующей же бронировке. Так как финансовая дисциплина у нас строгая (наших туристов всегда вовремя заселяют в отели именно потому, что всегда все платим вовремя), то мы просто отключили Х. Если оно и бронирует наши туры, то через кого-то другого».

По словам собеседницы, через какое-то время после отключения проштрафившегося ТА, к ним на регистрацию в аэропорту пришел пассажир с фальшивым билетом, выписанным на бланке ТО. Пассажира расспросили и поняли, что бланк выписал Х. «Мы объяснили, что этот билет не существует. Человек купил себе новый и улетел. Скандала не было, но мы обратили внимание на этот момент. Если турагентство влезло в долги на миллион, а конкретного бизнес-плана по выходу из кризиса у него нет, то честным путем оно из этой истории не выпутается. Ему просто нужно остановиться», - уверена эксперт.

Однако в Х считают, что единственный их шанс – работать, как и раньше. Директор ТА сообщила Turprofi.com.ua, что твердо намерена все вернуть. Задержка с перечислением денег, по ее словам, получилась в результате кассового разрыва в компании из-за задолженности отдельных клиентов и недобросовестных турагентов. Кроме того, сказались курсовые колебания и иск от одного из ТО.

Turprofi.com.ua проверил по реестру судебных решений – действительно, недавно с турагентства взыскали 15 тысяч гривен, которые оно обязалось выплатить год назад. «Да, наверное, это мы виноваты, - смеется юрист выигравшего ТО. – Это наши 15 тысяч заставили ТА наделать долгов на миллион».

«Несмотря на все трудности, мы возвращаем деньги, - стоит на своем директор Х. – Перечисляем сразу же, как только нам их отдают наши должники. А вынесение хозяйственных споров между субъектами рынка на всеобщее обозрение лишь наносит удар по репутации всего рынка».

Директор ТО, которому агент должен 400 тысяч, недоумевает, откуда в турагентстве, которое ничего не производит, может быть кассовый разрыв: «Это на заводе, который покупает сырье, производит продукцию и отправляет ее конечному потребителю, может быть кассовый разрыв. А в нашем бизнесе такого не бывает! И эта ситуация – первый звоночек ухода в кэш и нечестной игры. Как можно отдать без предоплаты авиабилетов на миллион гривен? Да даже на 400 тысяч! Ясно, что куда-то эти деньги ушли. И оправданий тут быть не может».

Он также признался, что решил отдать долг коллекторам, поскольку в суде или полиции все равно ничего не добьешься. А так как гривна продолжает падать, то долгие бессмысленные препирательства в судах играют только на руку агенту, присвоившему чужие деньги.

Turprofi.com.ua предлагает туркомпаниям высказать свое мнение по этому делу. Что должен делать турагент в такой ситуации? Что должны делать туроператоры, которым он должен? И действительно ли большая часть рынка использует сейчас такие методы работы? Возможно, вас также подводили коллеги, которые отказывались платить вам деньги за услуги. Оставляйте свои комментарии под текстом или на нашей странице в Facebook.

Валерия Овсяник, 24.02.2016

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS