Какие санкции применят к авиакомпаниям

Решение СНБОУ от 2 сентября 2015 года "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)", введенное в действие указом Петра Порошенко от 16 сентября, наделало много шуму.

«Ограничение, частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок через территорию Украины» введено в отношении «Аэрофлота», а также авиакомпаний "224 летный отряд", "ВИМ-Авиа", "Газпром-Авиа", "Донавиа", "Когалымавиа", "Оренбургские авиалинии", "Полет", Red Wings, "Россия", "РусДжет", "РусЛайн", "Сибирь", "Трансаэро", "Уральские авиалинии", "Якутия", "Ямал" и железнодорожных российских компаний.

В данный момент российские авиакомпании продолжают летать в Украину, без каких-либо отклонений от графика. «Мы полностью придерживаемся нашего плана, - подтвердила Turprofi.com.ua пресс-секретарь «Борисполя» Оксана Ожигова. – Мне кажется, происходящее сильно преувеличено. Нужно дождаться публикации документов, которые разработает Госавиаслужба, а потом уже делать выводы».

Тем не менее рынок туризма и авиаперевозок замер в ожидании: как санкции отразятся на бизнесе?

«Да, закон есть, но нет порядка его реализации, - констатирует почетный президент Jurimex Данил Гетманцев. – И практики нет. То есть для начала надо отозвать назначение маршрутов. Но как? И когда? Думаю, многие в Госавиаслужбе задумались сейчас по этому поводу. Кроме того, много вопросов о возврате стоимости билетов. Компаниям запрещено выполнение экономических и финансовых обязательств – глупейшая санкция, потому что тем самым они фактически освобождены от обязанности платить украинцам и украинским компаниям…».

«Даже если полеты этих авиакомпаний в Украину запретят, то непосредственно туристы от этого не пострадают, - считает глава одной из крупных операторских компаний. – Потому что организованные туристы от нас в Россию не летят. Они летят в Европу, Египет, Турцию или экзотические страны. Однако в глобальном смысле санкции только ухудшают бизнес-климат в стране. Запрет на полеты российских перевозчиков наверняка приведет к запрету на полеты украинских (в Россию). Это холодная война. Ничего хорошего она не сулит. Просто никто не будет летать. Получится очень открытое небо».

Другой эксперт уверен, что документ не будет применен, поскольку это лишь очередная декларация, сделанная под выборы, так сказать, для внутреннего пользования. «С точки зрения политики ход абсолютно логичный: либо мы летаем, либо воюем. Если воюем, то, конечно, никаких полетов. Однако мне странно, почему этот документ приняли именно сейчас, а не после Дебальцево, например, когда внешние обстоятельства давали серьезный повод для таких действий, - рассуждает эксперт. – В данный момент никаких оснований для запрета полетов нет. И экономики под этим решением нет, так как с точки зрения бизнеса такой запрет – глупость. Российские авиакомпании - аккуратные плательщики. Документ политический. Видимо, надо всем показать, что вот не только Европа, а и мы тоже санкции против России ввели. При этом я уверен, что применять их никто не будет».

Эксперт допускает, что решение СНБО может быть использовано для точечного отжима, торга или другой коррупции в будущем: «Оно создает подходящее для давления правовое поле. Там есть вилка, которая позволяет вводить различные ограничения «от сих до сих». То есть это не обязательно прекращение полетов, а, например, штрафы на какой-то случай…».

Собеседник добавляет, что этим летом Украина и Россия вели переговоры насчет отмены запрета и ограничений на пролеты через территорию двух стран, поскольку ни россиянам, ни украинцам не выгодно противостояние такого рода – обе стороны теряют деньги. К сожалению, договориться на уровне авиационных властей не удалось.

Валерия Овсяник, 17.09.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS