За цену тура в валюте – штраф

Инспекция по вопросам защиты прав потребителей в Днепропетровской области оштрафовала розничную сеть одного из ТО на 2550 грн. за указание в рекламе цены в долларах. Туроператор, напомнив о моратории на проведение проверок, обжаловал этот штраф в окружной админсуд Киева, однако тот в иске полностью отказал.

9 апреля этого года начальнику Госпотребинспекции в Днепропетровской области пришло письмо от общественной организации «Общество и экология», где сообщалось, что «в ходе осуществления соответствующего общественного контроля в сфере защиты прав потребителей и рекламы в этой сфере в городе Днепропетровске зафиксирован ряд объектов рекламы, в которых имеют место признаки нарушения рекламного законодательства Украины».

После сигнала от общественников произошел «выезд на места, а именно – ул. Ломаная, ул. Глинки, 2, ТРК «Мост-Сити», ж/м «Сокол-2», перекресток Б. Славы – ул. Космонавта Комарова». В тот же день инспектор составил протокол, «которым установлены признаки нарушения требований п. 8 ст. 8 Закона Украины «О рекламе» при размещении рекламы (Горячие предложения ... Шарм-эль-Шейх $ 504 ...; Актуально ... Египет $ 634 ...) информации о ценах на товары, тарифов об услугах, которые приведены в иностранной валюте на фасаде турагентства».

А 14 апреля инспекция решила рассмотреть дело, затребовав у туроператора свидетельство о государственной регистрации, справку ЕГРПОУ; лицензию на вид деятельности; договор с заказчиком (производителем, распространителем) рекламы; согласованный оригинал макета рекламы; документы, подтверждающие стоимость распространенной (изготовление, распространение) рекламы; письменное объяснение о нарушении законодательства о рекламе.

20 мая ТО направил в инспекцию письмо о предоставлении объяснений и заверенные копии свидетельства о государственной регистрации и справки ЕГРПОУ. Также туроператор написал, что при размещении рекламы указывает стоимость туристических услуг исключительно в гривне.

Однако инспекция признала нарушения доказанными и наложила штраф, а столичный админсуд решил, что она действовала правильно. Судья Аблов посчитал, что «осуществление мониторинга и соответствующего контроля за соблюдением законодательства Украины о рекламе не является проверкой деятельности предприятия в понимании Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», а осуществляется согласно Закону Украины «О рекламе» и постановления Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 г.. №693 «Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе».

«Частью 8 ст. 8 Закона Украины «О рекламе» определено, что информация о ценах на товары, тарифы на услуги, приведенные в рекламе, которая размещается или распространяется на территории Украины, указывается исключительно в гривне», - сказано в решении суда. А за нарушение этой нормы налагается штраф в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Правда, в этом же решении судья Аблов отметил: «В соответствии со ст. 1 Закона Украины "О рекламе" недобросовестная реклама – это реклама, которая вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить вред лицам, государству или обществу вследствие неточности, недостоверности, двусмысленности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований относительно времени, места и способа распространения».

Если вчитаться в предыдущий абзац, то в условиях пляшущего курса гривны именно указание цены заграничного тура в национальной валюте может привести ко введению потребителей в заблуждение, а также к неточности, недостоверности и преувеличению.

Тамара Савченко, 20.08.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS