Грозит ли туррынку монополизм?

Туристический рынок движется к естественной монополии. Такой вывод делают эксперты по результатам продаж за последние месяцы. «Например, доля «Анекс Тур» по Турции и Египту (а это основные летние направления в предстоящем сезоне) превысила, по моим подсчетам, 50% и 60% соответственно, - на условиях анонимности говорит один из экспертов. – По остальным направлениям также вырисовываются свои лидеры, причем безусловные. Join UP! - по Болгарии, TPG – по Кипру, оба они же по Эмиратам, а по Греции – Mouzenidis Travel».

Если раньше Tez Tour, как лидер, мог занимать 30% рынка, и это считалось много, то сейчас мы видим гораздо более высокие показатели. Большинство игроков сократили свои программы, что дает возможность самым агрессивным участникам откусить даже больше 60%, нарастив перевозку по сравнению с прошлым годом, отмечает собеседник.

Другой эксперт говорит, что из-за резкого увеличения объемов лидирующие операторы не всегда успевают коммуницировать с розницей и это выливается в невозможность дозвониться, быстро подтвердить бронировку или получить документы заранее. Пока это не привело к каким-то серьезным сбоям, так как туристы улетают и возвращаются без проблем. Однако расстановка сил нервирует турагентов.

«Сужение рынка действительно нас беспокоит, - отмечает гендиректор «Сети Агентств Горящих путевок» Равиль Хамитов. - Разговаривать с туроператорами становится все сложнее – они понимают свое монопольное положение и сводят общение с агентами к минимуму. Договориться о встрече невозможно (и это касается абсолютно всех ТО), а выбор предложений и цен совсем невелик, по сравнению с предыдущими годами». Что касается серьезного отрыва «Анекс Тур» от всех других операторов по Турции и Египту, то Равиль Хамитов обращает внимание на аналогичную ситуацию с «Анексом» в России: «Думаю, это общая (и правильная) политика компании. Если они ее не поменяют, то к концу года оставят всех конкурентов далеко позади».

Смущает зависимость от одного оператора по какому-либо направлению, признается другой эксперт. «И сейчас именно такая ситуация. Круг партнеров сужается, раскладывать яйца по разным корзинам сложнее», - добавляет он.

«Чем меньше мы будем поднимать эту тему, тем спокойнее всем будет, - считает директор сети ТА «На каникулы» Дмитрий Пилипенко. – Самое главное, что предложенные рынку рейсы заполняются и мы уже вышли на показатели  прошлого года (по сравнению с февралем количество бронировок увеличилось в 4-5 раз)».

Глава еще одной компании на условиях анонимности отмечает, что ему не нравится маркетинговая тишина со стороны многих крупных туроператоров: «С одной стороны понятно, что если конкурентов мало, то можно не стараться, с другой, у «Ньюз Тревел» в последние полгода была аналогичная ситуация. Если ты предлагал сделать какую-то совместную акцию, чтобы продвинуть их продукт, они смотрели на тебя стеклянными непонимающими глазами, в которых читалось: «Какие акции? Ты о чем?». Потом уже стало понятно, что им было просто не до продвижения».

«Будем надеяться, что количество действующих туроператоров не уменьшится, - высказывается глава одного из агентств. – Сейчас средние и нишевые операторы оказались практически на задворках. Их не слышно и не видно, все свернуто и сокращено до минимума – конкуренции мало. И это основная проблема рынка в данный момент. Если мне не нравится один ТО, я уже не могу его заменить другим так легко, как делал это раньше».

Валерия Овсяник, 21.04.2015

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS