«Аэрофлот» вернулся тихо

Без объяснений и дополнительных условий авиакомпания «Аэрофлот» вновь подключила украинский BSP. «В 15:52 нам пришла служебная телеграмма о том, что "Загорью" вновь включили авторизацию. Мы тут же зашли в BSP – все работает», - сообщил директор компании путешественников «Загорье» (аккредитована IATA с 2001 года) Игорь Короленко.  Собеседник уточнил, что его фирма даже не почувствовала неудобств, связанных с трехдневным отключением «Аэрофлота». «Выписка сейчас реально маленькая – на Новый год уже все продано. Кроме того (возможно, кто-то этого и не знает) билеты «Аэрофлота» можно было выписывать на бланках других авиакомпаний. А учитывая, что в Киеве рейсы перевозчика составляли всего 10-12% от общих объемов агентских продаж, трагедии не случилось бы в любом случае. Вот для Одессы, где этот процент – порядка 30, такое отключение было, наверное, неприятным».

Одесские эксперты, которых сегодня завалило снегом, подтвердили Turprofi.com.ua, что для них ситуация оказалась болезненной: «В Киеве больше авиакомпаний, поэтому им было легче. А у нас три основных перевозчика: «Турецкие авиалинии», МАУ и «Аэрофлот». Поэтому, когда люди пришли на работу и увидели, что последний их отключил без предупреждения, они просто не знали куда бежать и что делать». По словам одесских специалистов, самым трудным было то, что рейсы-то оставались, и объяснить пассажирам, почему нельзя выписать, сдать билет или поменять дату вылета, оказалось сложно. «Началась паника, многие пассажиры решили, что у авиакомпании финансовые сложности, - объясняет директор авиаотдела одесского агентства «Фабрика Туризма» Светлана Гордиенко. – Мы, конечно, будем стараться относиться к авиакомпании по-прежнему, тем более, что по некоторым направлениям выбора все равно немного. К примеру, перелеты в Бангкок и Нью-Йорк, при прочих равных с «Турецкими Авиалиниями» условиях, у «Аэрофлота» стоят на 30% дешевле». «Подключению все, естественно, обрадовались, но осадок остался, - говорит другой эксперт. – Уважаемую компания с многолетней историей такое поведение не красит". Он напоминает, что в августе российский перевозчик отменил рейсы из Одессы – тогда его место быстро заняли другие авиакомпании, хорошо на этом, заработавшие, а сейчас продажи перевозчика в регионе только начали восстанавливаться и тут такое! Половину пассажиропотока через Украину фактически сразу отрубило. «Перевозчик сам себе отрезал уши…» - мрачно шутит один из игроков.  

Владелец Travel Desk Сергей Кадученко полагает, что в авиакомпании изменили свое решение, подсчитав потери: «Учитывая, что объемы перевозки «Аэрофлота» между Украиной и Россией – 3 рейса в день, то даже учитывая неполную загрузку и часть российских пассажиров, украинцы занимали не менее 100 кресел в каждом самолете. И если посчитать по минимальным тарифам, перевозчик получал с этой стороны около 90 тысяч долларов в день. Никакой штраф Госавиаслужбы не оправдывает эти регулярные потери». Эксперт полагает, что решение отключить украинских агентов принимали финансисты, испугавшиеся штрафа. Но коммерческий отдел перевозчика, подсчитавший убытки, решил вернуть все как было: штраф за полеты в Крым будет расти и дальше, и выручки за отчетный период все равно не хватит, чтобы покрыть требования Госавиаслужбы. Так что компания гораздо больше потеряет из-за отключения агентов, чем из-за ареста любой максимально возможной суммы, задержавшейся на ее украинском счету. «Или есть какие-то договоренности на самом высоком уровне о том, что счет арестовывать пока не будут», - резюмирует Сергей Кадученко.

«Ситуация была решена в пользу агентского рынка благодаря консолидированным действиям Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ) – это наша победа!» - уверена управляющий партнер Airlife Елена Кашперская, по мнению которой, все получилось благодаря тому, что Ассоциация смогла оперативно отреагировать на событие письмами и обращениями к самой авиакомпании, Госавиаслужбе Украины, ИАТА и альянсу SkyTeam. «Был проведен ряд заседаний и консультаций по данному вопросу членами комитета ИАТА-агентств АЛТУ. А для донесения информации более широкому кругу агентств на туристическом рынке задействовали пресс-службу Ассоциации», - пояснила эксперт.

Впрочем, другие эксперты полагают, что «Аэрофлот» руководствовался исключительно собственными интересами. Они напоминают, что дела с пассажирами в России и Украине не очень хороши, туроператоры отказываются от блоков мест, основная масса рейсов на лизинговой технике – затратная, и отключение украинских агентов, остановившее поток наших пассажиров, подкосило, в первую очередь, саму авиакомпанию. Даже сейчас затащить на транзит в Москву украинца проще, чем, к примеру, поляка, отмечает один из собеседников. И российский перевозчик совсем не заинтересован в проседании украинских направлений. Корпоративный рынок между двумя странами практически умер, а большая часть продаж на совместные рейсы происходила именно в Украине. Покупка через иностранных субагентов увеличивала стоимость билетов. И пока украинские агенты были в отключке, российский перевозчик предлагал им сотрудничать напрямую. Для этого от них требовали депозит (минимум 20 тысяч долларов) или банковская гарантия, а также толстенный пакет документов. В общем, надо было очень сильно любить «Аэрофлот», чтобы продолжать с ним сотрудничать. Видимо, перевозчик и сам это понял.

Валерия Овсяник, 29.12.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS