Авиарынок продолжает цепляться за жизнь

Попытка авиакомпаний инициировать диалог с Госавиаслужбой закончилась круглым столом без этой самой Госавиаслужбы. На встречу почти в полном составе пришли члены Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины, юристы компании «Марченко и Даневич», самостоятельные эксперты, депутат, а также представители нескольких общественных организаций, не связанных напрямую с авиацией («Демальянс», «Антикоррупционный комитет Майдана» и проч.). Новоназначенный министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, глава Госавиаслужбы Денис Антонюк и руководство МАУ, которых приглашали на встречу, не приехали. Как сказал один из экспертов, обязательное условие диалога - присутствие второй стороны. Поэтому с диалогом не получилось. Участникам пришлось рассказывать о проблемах отрасли друг другу.

Как объяснили Turprofi.com.ua еще перед обсуждением советник председателя правления UTair Ukraine Юрий Блаженков и первый замгендиректора Международной акционерной авиационной компании «УРГА» Валерий Болотнов, ситуация в отрасли сложилась угрожающая. «75% валютной выручки авиакомпаний изымают – даже при Януковиче было 50%!» – возмущен Валерий Болотнов. Перевозчики вынуждены сдавать валюту по одному курсу, а потом снова покупать ее по другому, теряя на каждой транзакции, говорит эксперт. «Разрывом курса нас ставят на колени! Ведь все самолеты сейчас – импортного производства. Запчасти для них закупаются не за гривны, естественно. Тренажеры для пилотов – тоже за границей, то есть нас просто раздевают», - констатирует он.  

Попытка Госавиаслужбы ограничить выдачу разрешений на полеты, по мнению Юрия Блаженова, только усугубляет и без того сложную ситуацию на авиарынке: «Если останется один монополист, то будет плохо всем: и его партнерам, и пассажирам. Государство будет вынуждено выполнять все, что авиакомпания потребует, в том числе дотировать ее».

Напомним,  что 26 ноября Минюст запретил публиковать приказ Госавиаслужбы «Об утверждении Авиационных правил Украины «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий». «Лишь после учета всех предложений, высказанных общественностью, Министерство юстиции в максимально сжатые сроки осуществит правовую экспертизу и государственную регистрацию предложенных изменений в данный приказ», - сообщил тогда Минюст. Однако мнение общественности пока игнорируется и документ висит над отраслью домокловым мечом. «Бумаге присвоен номер, она зарегистрирована, но не вступила в силу. Вроде как она есть, но пока еще не действует, так как Минюст решил публиковать приказ только одновременно с публикацией изменений к нему», - объяснил старший юрист «Марченко и Даневич» Андрей Гук.

Председатель Ассоциации предприятий авиационной отрасли Украины Николай Марченко отметил, что часть подзаконных актов, которые принимает Госавиаслужба, вообще не соответствует «Воздушному кодексу Украины» и нарушает требования договора «Об общем авиационном пространстве» с ЕС. «Хочу напомнить, что «Воздушный Кодекс» - это свод авиационных законов, которые написаны кровью людей, погибших в авиакатастрофах», – высказался эксперт. Он добавил, что по предложению нового министра инфраструктуры, Ассоциация предприятий авиационной отрасли Украины разработала «дорожную карту» преодоления кризиса отрасли, которую презентует Андрею Пивоварскому при личной встрече, после чего передаст и журналистам.

Андрей Гук обратил внимание присутствующих, что по закону Госавиаслужба – не законодательный, а лишь исполнительный орган, который не может самостоятельно расширять свои же полномочия и менять порядок выдачи разрешений. Ее задача – выдавать их, а остальное регламентируется министерством. «Самое страшное для инвесторов – невыполнение закона, - отметил гендиректор авиакомпании "Атласджет Украина" Сергей Подгородецкий. – Они изучают законодательную базу, качество подготовки персонала, его количество, учитывают риск инфляции и всего остального, но никак не рассчитывают, что законы не будут выполняться, и что кто-то из революционеров начнет лоббировать интересы одной компании… Таким образом Госавиаслужба просто отпугивает инвесторов… А мы просим отпустить все правила и открыть небо».

Отметим, что в данный момент «Атласджет Украина», которому не разрешили летать из Украины по международным маршрутам (без них убыточные внутренние не окупаются), вынужден совершать свои полеты за границей. Причем финансовые показатели компании за 2014 год свидетельствуют о том, что перевозчик вложил в бизнес миллион долларов первоочередных инвестиций и получил от своей деятельности 8 миллионов 887 тысяч долларов. Расходы компании составили 10 млн долларов (в том числе заработная плата – 12 млн 510 тыс гривен и налоги – 6 млн 800 тыс гривен).  

Андрей Гук, как всегда основательно подготовившийся, рассказал и о различных юридических нюансах сложившейся ситуации, а также напомнил, что более 50% уставного капитала авиакомпаний, работающих сейчас в Украине, по закону и так должны принадлежать украинским гражданам. Непонятно, с чего вдруг это условие решили сделать обязательным еще и для получения каждой отдельной частоты полетов. И уж совсем ни в какие ворота не лезет желание Госавиаслужбы информировать авиакомпании, уже использующие ту или иную частоту, о желании у кого-то другого получить аналогичное разрешение, чтобы уже летающие могли писать письма с требованием не пускать на маршрут нового игрока.

Самым эмоциональным участником круглого стола оказался президент авиакомпании "Украинско-средиземноморские авиалинии" (UM Air) Родриг Мерхеж, который за пару минут выступления успел всем рассказать и про «Аэросвит», и про МАУ, и про его блатное руководство, и про то, что «даже сейчас, пока мы все здесь сидим, на должность замглавы Госавиаслужбы предлагают кандидатуру Дениса Мохнева», лоббиста МАУ. Господин Мерхеж также допустил, что аэропорт «Борисполь» может обанкротиться из-за многочисленных исков авиакомпаний, которые будут требовать для себя такие же скидки по обслуживанию, какие фактически получил МАУ. "Аэропорт Борисполь как монополист обязан предоставить равные условия всем авиакомпаниям. На сегодняшний день долг МАУ перед аэропортом превышает 400 млн грн. МАУ не будет платить эти деньги аэропорту. Я вам расскажу о последствиях. Лично мы как UM Air подадим в суд и потребуем такие же скидки, как предоставляют им. И так пойдете вы все. Могут пойти таким же путем и международные компании - Lufthansa, Alitalia. Не станет больше аэропорта Борисполь: он обанкротится. Может, это их цель? Мы знаем, в каком состоянии сейчас аэропорт Днепропетровска. И, может быть, таким образом они заберут до недавнего времени одно из самых дорогих предприятий страны", - напугал всех Родриг Мерхеж. Он также заявил, что подождет реакции нового министра на происходящее до понедельника, а потом выйдет протестовать на улицу.

Замгендиректора «Транс-аэрохендлинг» Юрий Степаненко с грустью констатировал, что сейчас Госавиаслужба пытается ввести критерии, которым соответствует только одна компания: «И если мы сейчас сделаем шаг назад, сдадим свои позиции, то никакого развития отрасли не будет в ближайшее время…». Представитель «Демальянса» Василий Гацько (на фото - слева) сообщил, что его организация обратилась в правоохранительные органы с заявлением о злоупотреблении Денисом Антонюком своим служебным положением.

А по мнению гендиректора «ЗетАвиа» Владимира Евтушенко, никакие посредники в решении нынешней проблемы авиаотрасли сейчас не нужны – нужно действовать: «Пока мы этот гвоздь вытащим, в живых никого не останется». Кроме лоббирования интересов МАУ господин Евтушенко обеспокоен также ненадлежащим уровнем  подготовки кадров в отрасли и зависимостью в этом смысле от западных стран…

На встрече еще много чего говорили, но так и осталось неясным, что же нужно делать. В данный момент понятно, что отраслевые чиновники игнорируют мнение средних и мелких игроков, ориентируясь на пожелания нацперевозчика. Но как заставить их считаться со всем рынком и возможно ли это вообще – вопрос.

Один из авторитетных экспертов на условиях анонимности высказал мнение, что победителей в нынешней борьбе не будет, и проиграют все. «Думаю, 2015 год ознаменуется слияниями и поглощениями на авиарынке… Что касается МАУ, то там сейчас идут различные структурные преобразования. И то, как их делают, убеждает меня, что к лучшему это не приведет. Лоббирование вышеозначенного приказа Госавиаслужбы, - лишь жест отчаяния и проявление собственного бессилия перевозчика: когда невозможно решить проблему рыночными методами, в ход идут административные». Эксперт добавляет, что украинский авиарынок рано или поздно восстановится и есть немало авиакомпаний, которые внимательно наблюдают за Украиной, намереваясь при первом же удобном случае постараются расширить свое присутствие на постсоветском пространстве. «Вот только чтобы пришли иностранные авиакомпании, должна быть внятная экономическая политика, а ее нет. Нынешняя программа правительства – это не программа, а набор тезисов. Ну куда годится, например, цель «уменьшить оборот выплат черных зарплат»? Почему не прекратить этот оборот совсем? И таких казусов – масса. Это как сделать косметический ремонт вместо капитального. Очень грустно».

 

Валерия Овсяник, 18.12.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS