Туристы из Харькова, Днепра и Запорожья полетят через Киев

Поздно вечером в пятницу, 12 декабря, «Интерфакс-Украина» со ссылкой на главу Госавиаслужбы Дениса Антонюка сообщил, что ведомство запретило полеты в аэропорты Харькова, Днепропетровска и Запорожья с 00:00 13 декабря. Господин Антонюк пояснил информагентству, что такой запрет введен по соображениям безопасности, и добавил, что период его действия не определен и полеты прекращены до отмены запрета.

При этом на сайте самой Госавиаслужбы об этом не было никакой информации ни 12-го, ни 13-го декабря вплоть до момента публикации нашего материала. Тем не менее онлайн-табло аэропортов ясно свидетельствуют, что это не шутка и все полеты из регионов действительно отменены как минимум до 2 часов ночи 15-го декабря. По неофициальным сведениям, инициатива закрыть небо на выходные исходила от Минобороны, однако точных причин никто не называет.

Для туркомпаний запрет стал полной неожиданностью. Кого-то разбудили ночью, кто-то узнал о происходящем утром от Turprofi.com.ua. Хотя из чартерных рейсов попали на выходные под раздачу только Харьков–Хургада и Хургада–Харьков (на 180 человек каждый), заказчиками которых выступают «Анекс-тур», TUI и «Корал Тревел», и рейсы «Джоина» на самолетах МАУ Запорожье–Хургада и Хургада–Запорожье (по 200 пассажиров). Однако если запрет не отменят, то на региональных чартерных программах из этих городов можно будет поставить крест. 

«Наши харьковские туристы полетят из Киева, - сообщил Turprofi.com.ua директор по продажам и маркетингу TUI Ukraine Тарас Демура. – Думаю, точно так же мы вернем в Харьков туристов из Хургады». Другой эксперт компании рассказал, что его разбудили в два часа ночи, чтобы сообщить о запрете полетов, и сейчас TUI делает все возможное для организации трансфера в Киев: «Дело затрудняется тем, что суббота у многих нерабочая, приходится прилагать гораздо больше усилий, чем в обычный день. Туристы должны были вылететь в 14:00 из Харькова и еще ничего не знают – мы будем стараться отправить их сразу из харьковского аэропорта в столицу. И в 18:00, если все пойдет по плану, они вылетят в Хургаду из Киева».

По словам Родиона Бронникова, главы харьковского "Турагентства Бронниковой", "Анекс-тур" сообщил, что борт UtAir, который должен был лететь сегодня из Харькова в Хургаду, приземлился в Киеве и полетит под тем же номером рейса (QU 5721), но из Киева, ориентировочно в 20:00. "Наших пассажиров всех везут в Киев на него. Пока автобусы не приедут в Борисполь, рейс не улетит", - отметил эксперт.

«У нас работает горячая линия, все процессы происходят в автоматическом режиме», – заверил гендиректор Join UP! Юрий Альба, который, как и все, пребывает в недоумении: с чем может быть связан запрет на полеты?

«Я еще ночью звонила в МАУ, где на начало первого не было никакой официальной информации. Утром сказали, что повезут туристов в Киев и организуют питание», - говорит специалист днепропетровского ТА «Тортуга» Наталия Лобань, туристы которой должны были лететь в Хургаду чартером из Запорожья. Согласно табло «Борисполя», этот рейс вылетит из Киева в 20:00. По всей вероятности, в обратном направлении пассажиров также доставят в столицу.

Кроме пассажиров чартерных рейсов пострадали, естественно, туристы, летевшие на регулярке.  «Моим клиентам пришлось сегодня лететь из Днепропетровска на машине в Киев, чтобы успеть на вылет в Париж. Рейс был Днепропетровск–Киев–Париж. В час ночи им сообщили, что из Днепра рейсы запретили. Они срочно нашли машину и улетели утром уже из Киева, но ведь не все такие быстрые».

Туркомпании переживают и теряются в догадках. Один эксперт вспоминает, что в Донецке происходило весной то же самое, другой говорит, что в региональный аэропорт невозможно дозвониться и непонятно, есть ли там вообще кто-то.

«Думаю, запрет связан с военно-политическим решением... Так было с решением закрыть рейсы из этих городов в Москву в начале декабря. Не думаю, что это сделано без причин. Значит, есть вероятность захвата аэропорта или какая-то опасность в зоне полетов. Коммерция здесь явно ни при чем. Это удар по всем без исключения авиакомпаниям и пассажирам», - считает директор «Стиль Авиа» Евгений Хайнацкий. Другой эксперт считает, что основная проблема сейчас – отсутствие объяснений о причинах происходящего: «Может, там и нет ничего страшного, но информационный вакуум пугает больше всего. Таким образом Госавиаслужба или тот, кто давал распоряжение сверху, только сеют панику».

Даже из сообщения, которое появилось утром на сайте МАУ, ясно только то, что ничего не ясно:

«Уважаемые пассажиры,

Авиакомпания «Международные Авиалинии Украины» информирует, что по распоряжению авиационных властей Украины закрыты аэропорты Днепропетровска, Харькова и Запорожья. Все рейсы в/из этих пунктов отменены до дальнейших распоряжений.

Актуальную информацию о рейсах МАУ можно получить на онлайн-табло на вебсайте аэропорта «Борисполь» www.kbp.aero. В случае каких-либо изменений авиакомпания МАУ будет немедленно вас информировать. 

С уважением,

МАУ».

Юрист Андрей Гук считает, что Госавиаслужба делает опасные вещи: "В который раз после mh17 закрывается пространство полностью без объяснения причин. А когда произошла катастрофа, пространство было закрыто не полностью. Затем, когда будут суды по ситуации с Боингом, юристы будут доказывать, что Украина часто закрывала пространство, даже когда видимых причин не было, как сейчас". 

Отметим также, что согласно закону "О торгово-промышленных палатах в Украине" в редакции от 15 октября 2014 года форс-мажорные обстоятельства в соответствии с условиями внешнеторговых сделок, договоров и обстоятельств непреодолимой силы (или стихийного бедствия) на территории Украины свидетельствует исключительно Торгово-промышленная палата.

А в статье 14-1 закона о выдаче сертификатов по форс-мажорным обстоятельствам говорится:

  1. Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные им региональные торгово-промышленные палаты свидетельствуют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости. Сертификат о форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) для субъектов малого предпринимательства выдается бесплатно. 
  1. Форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые делают объективно невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей по законодательными и другими нормативными актами, а именно: угроза войны, вооруженный конфликт или серьезная угроза такого конфликта, включая, но не ограничиваясь враждебными атаками, блокадами, военным эмбарго, действия иностранного врага, общая военная мобилизация, военные действия, объявленная и необъявленная война, действия общественного врага, возмущения, акты терроризма, диверсии, пиратство, беспорядки, вторжение, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые беспорядки, введение комендантского часа, экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация, блокада, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв, длительные перерывы в работе транспорта, регламентированные условиями соответствующих решений и актами государственных органов власти, закрытие морских проливов, эмбарго, запрет (ограничение) экспорта/импорта и т.д., а также вызванные исключительными погодными условиями и стихийным бедствием, а именно: эпидемия, сильный шторм, циклон, ураган, торнадо, ураган, наводнение, нагромождение снега, гололед, град, заморозки, замерзание моря, проливов, портов, перевалов, землетрясение, молния, пожар, засуха, проседание и сдвиг почвы, другие стихийные бедствия и т.д. "

Теоретически туроператоры могут обратиться в торгово-промышленную палату и получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах, чтобы не нести убытки из-за решения Госавиаслужбы. Вот только спасет ли это туроператоров...

Валерия Овсяник, 13.12.2014

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какой из крупных туроператоров был самым надежным летом-2019?