Плюсы и минусы пулов

Туроператоры, получившие предложение воспользоваться услугами страхового пула (на случай собственной неплатежеспособности), еще не определились. Но процесс, как считают эксперты, пошел.

Это заметно даже по тому, что на круглый стол в офис Украинской федерации страхования пришли и те, кто обычно не участвует в обсуждениях. К привычной компании АЛТУ присоединились, например, директор по туризму Anex Tour Ирина Оганезова и директор Pegas Touristik Дмитрий Карякин, директор Mouzenidis Travel Ukraine Виктор Марченко. Появились даже Дмитрий Толкачев и Дмитрий Серохо из Join UP!, что само по себе удивительно. Вероятно, на операторов подействовали аргументы агентских сетей, требующих сделать так, чтобы агентам не приходилось выплачивать долги закрывшихся ТО.

Розницу представляли гендиректор сети ТА «Поехали с нами» Олег Кулик, глава «Сети магазинов горящих путевок» Эдем Аблякимов, замдиректора сети ТА «Горячие туры» Владислав Безверхний, замдиректора «Сети Агентств Горящих путевок» Владимир Станкевич и директор сети ТА “На каникулы” Дмитрий Пилипенко. Они прямым текстом заявили, что будут всячески поддерживать застрахованных операторов: рекламировать и выделять их туры в своих базах специальными «зонтиками», а незастрахованных – чем-нибудь подозрительным (например, российским флагом).

Президент АЛТУ Александр Новиковский, модерировавший встречу, первым делом поинтересовался, кто из операторов уже застрахован и от чего (видимо, чтобы понимать, кого первым начнут рекламировать). Выяснилось, что кроме TEZ Tour и «Ньюз Тревел» от неплатежеспособности застрахованы Anex Tour и Join UP!. Нюансы страхования «Анекса» остались пока за кадром, а вот о «Джоине» рассказал первый замдиректора «Укрфинстраха» Виталий Козловский. Он пояснил, что туристы «Джоина» страхуют сами себя от невыезда, в том числе по причине банкротства или неплатежеспособности ТО: «Генеральный договор предусматривает покрытие расходов туриста на его возврат, однако деньги выплачиваются пострадавшим постфактум. После того, как они вернутся домой за свой счет».

«На мой взгляд, такое страхование неэффективно, - тут же заявил глава ERV Мирослав Бойчин. – Вот наш вариант страхования TEZ Tour предполагает наличие ассистанской компании, которая в случае неплатежеспособности ТО эвакуирует туристов на родину. То есть мы даем отелям и авиакомпаниям гарантийное письмо, что отдадим деньги за проживание и транспортировку клиента позже, и туриста возвращают на родину без дополнительных трат с его стороны. А говорить человеку, мол, ты вернись как-нибудь сам, а потом мы тебе все отдадим, неправильно». Юрист TEZ Tour Ukraine Николай Гнатюк, сидевший напротив Мирослава Бойчина, согласно закивал, однако другие участники не изъявили большого желания повторить тезтуровский подвиг и застраховаться на 50 миллионов гривен с ассистансом. Даже несмотря на объяснения красноречивого и убедительного Мирослава Бойчина, почему его СК не будет входить в какой-либо страховой пул: «Пул предполагает солидарную ответственность. У нас нет гарантии, что если ТО обанкротится, то все страховые смогут заплатить свою часть. Значит, мы должны будем выплатить и ее. Нас это не устраивает».

Мирослав Бойчин также пояснил, что ERV на 80% поддерживает концепцию страхового пула, разработанную Лигой страховых организаций. "Турист не может сам страховать ответственность ТО – это нонсенс", - отметил эксперт.

Объяснения по страховому пулу от президента Лиги страховых организаций Александра Залетова туроператоры выслушали внимательно. Единственное, что вызвало откровенную критику – сумма страховой выплаты (1 миллион евро за год) и то, что СК предлагают ограничиться выплатами лишь по одному случаю неплатежеспособности в год (если вдруг свои обязательства на протяжении года откажутся выполнять два туроператора, то туристам второго ничего не светит). «А в чем тогда смысл? – удивился гендиректор TUI Ukraine Владимир Щупак. – На один миллион евро каждого из нас и без пула застрахуют».

Страховщики также пояснили, что покрытие ответственности всех ТО на протяжении года – слишком рискованное дело, для которого страховых платежей в 1% не хватит. На что операторы заметили, что их можно поднять и до 3-5%, если это, конечно, поможет.

Страховую сумму Лига предлагает рассчитывать, исходя из среднемесячного дохода ТО за последние 12 месяцев работы. Для каждого ТО отдельно. Лимит ответственности в плане компенсации убытков на одного туриста, подпадающего под действие договора, составит в эквиваленте 3 тысячи евро. Пункт о минимальном размере фингарантий страховщики позаимствовали из законопроекта АЛТУ:

для ТО, который на протяжении предыдущего года направил за границу не больше 50 тысяч туристов, минимальный размер ФИГов составит 500 тысяч евро,

для тех, кто отправил больше 50 тысяч туристов – ФИГи увеличиваются на 250 тысяч евро за каждые следующие 500 тысяч туристов (вероятно, имелись в виду каждые следующие 50 тысяч туристов),

для нового ТО минимальный размер ФИГов – 500 тысяч евро.

«Я ознакомился с концепцией, которую нам предложили (учитывайте, что это не окончательный вариант) и у меня возникли вопросы по поводу того, что будет пониматься под неплатежеспособностью ТО», - комментирует замдиректора по правовым вопросам Pegas Touristik Николай Слюсаревский. Он отмечает, что неплатежеспособность может быть временная, стойкая и длительная, и если речь идет обо всех ее видах, то это неплохо. Кроме того эксперта смущает перечень документов, подтверждающих неисполнение туроператором своих обязательств. Например, непонятно, для чего нужна «справка центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование госполитики в сфере туризма, с официальной информацией о ситуации, которая сложилась в деятельности ТО-поставщика туруслуг». Такого органа сейчас нет, да и попробуй каждому туристу получи такую справку. «Вот в чем преимущества собственного фонда – при нем всегда есть третейский суд, который в два счета собирается и решает, действительно ли пропал туроператор или он просто притворяется. А страховщикам, кроме заявления, надо еще доказывать, что страховой случай действительно наступил», - отмечает Николай Слюсаревский. Его также смутили «другие документы по требованию страховщика, которые подтверждают факт наступления страхового случая и размеры убытков», внесенные в перечень необходимых бумаг. Так СК может потребовать все, что угодно. Впрочем, поскольку вариант концепции неокончательный, а только обсуждается, то это легко изменить.

Что же волновало остальных участников встречи?  Директор по продажам «Ньюз Тревел» Виталий Березанский считает, что загонять всех в единые рамки неправильно и делать страхование обязательным абсолютно для всех ТО тоже не стоит: «Если туроператор отправляет одного человека в год, то какой смысл ему страховаться? И зачем его заставлять? А ТО должны иметь право выбирать страховую компанию или пул страховых по своему усмотрению». «Страховаться должны все. Я не понимаю, почему идет разговор о том, надо или не надо», - категорично заявила Татьяна Причепа, представлявшая TPG. Дмитрий Карякин дипломатично отметил, что добровольное страхование наверняка будет востребовано и его компания изучает сейчас этот вопрос.

«Страховка в определенной степени успокаивает туристов, но по поводу унифицирования условий… надеюсь, выбор СК останется за туроператорами? Это ведь вопрос бизнеса и каждый ТО вправе сам принимать решение», - поинтересовалась Ирина Оганезова. Виктор Марченко высказался за то, чтобы решать все на уровне закона, так как без этого будет сложно между собой договориться. К тому же склоняется «Джоин», представители которого отметили, что если не делать все на законном уровне, каждый участник будет играть в свою игру: «Сети сговорятся со страховщиками и установят монополию, будут диктовать нам условия: есть страховка этого СК – продаем, нет страховки – не продаем». «Здесь присутствуют представители двух главных страховых ассоциаций, и мы все изначально понимаем, что не должно быть позиций вроде: ты пойди в эту СК и в ней застрахуйся, - успокоил всех Александр Новиковский. – Мы вырабатываем рамочные пункты, как путеводитель. Может, кто-то и не захочет страховаться».

«А я скажу, почему надо унифицировать договоры страхования: если кто-то из туроператоров застрахует ответственность и обанкротится, а страховая при этом ничего не выплатит, то вся наша идея потерпит фиаско, - объяснил Владимир Щупак. – Важно, чтобы страхование было эффективным».

«Нам, турагентам, все равно, какая будет страховая, - отметил Олег Кулик. – Мы не хотим работать аудиторами и проверять партнеров. Нам важно, чтобы в случае неплатежеспособности оператора СК выплатила деньги». «Сейчас многие турагенты, работая с ТО, к сожалению, не понимают, у кого какая страховка и от чего она, - высказался Дмитрий Пилипенко. – Это наши реалии. И пиар в этом смысле очень важен. Нужно, чтобы люди не боялись покупать туры». «Хотелось бы подстраховаться», - подтвердил Эдем Аблякимов.

Страховщики предложили туроператорам поторопиться, мол, с 1 января легче будет все рассчитать, однако даже Александр Новиковский решил, что создать страховой пул до конца года уже не успевают. «Давайте не будем нас подгонять, - осадил участников Николай Слюсаревский. – Представьте свой вариант типового договора, причем с уважением к нам: на двух страницах, а не на десяти. И мы решим».

Эксперты полагают, что как только правила страхования на туррынке будут унифицированы (а именно этого сейчас добиваются турагенты), между ТО и СК начнется торг. Операторы пойдут выбирать тех страховщиков, которые согласятся предоставить им эту услугу за меньшие деньги. В худшем случае инициатива не закончится ничем: кто-то заключит страховые договоры, кто-то нет. В лучшем – станет общепринятой практикой, хотя и не без исключений (идея неплохая, но законодательно не закреплена).

«Мы предложили публично и без участия государственных чиновников провести открытую дискуссию среди лидеров туррынка насчет защиты прав туриста. Дискуссия прошла продуктивно и показала, что рынок может саморегулироваться, а не ждать, пока ему пришлют разнарядку сверху», – делает выводы вице-президент АЛТУ Аркадий Маслов. Ассоциация уже заявила, что все участники круглого стола до 1 января 2015 года намерены  подписать совместный меморандум о принципах финансовой ответственности туроператоров перед потребителями.  А там и до всеобщего страхования недалеко.

Александр Новиковский считает, что рынок претерпевает метаморфозы, которых мы еще не видели, поэтому со страхованием ответственности затягивать не стоит: «АЛТУ уже давно предложила свой вариант изменений, но он не удовлетворяет определенную часть рынка. Люди отворачиваются, значит надо что-то менять. Вырабатывать пункты вместе. Если у кого-то есть предложения и интересный опыт – делитесь».

 

Валерия Овсяник, 21.11.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS