Операторы бросились страховать ответственность

NEWS Travel объявил о том, что с 13 ноября 2014 года его туристы будут гарантированно застрахованы от срыва отдыха из-за неплатежеспособности туроператора.

 

Оператор заявил, что изучил зарубежный и украинский опыт страхования и решился на сотрудничество с ВУСО - «одним из лидеров страхования на рынке».
«Теперь каждый клиент компании NEWS Travel, покупая полный пакетный тур,  будет застрахован без франшизы на стопроцентную стоимость своего тура от риска отмены или прерывания его отдыха по причине неплатежеспособности туроператора», – сказано в заявлении компании.

Там же говорится, что на туристическом рынке Украины принята практика страхования ответственности туроператоров на некую сумму, размер которой устанавливается ими самостоятельно. Такой подход не гарантирует покрытия ущерба в полном объеме. Зато программа, внедряемая NEWS Travel, предполагает возмещение полной стоимости тура, а также возможных дополнительных затрат туристов на их проживание и возвращение, утверждают в компании.

Глава ТО Сергей Солнцев сообщил Turprofi.com.ua, что идея страхования давно и активно обсуждается на туррынке. Но так как к общему решению туркомпании пока не пришли, должен быть кто-то первый, кто решится показать пример и сделать шаг навстречу турагентам – укрепить доверие между розницей и туроператорами.

Долгожданную новость восприняли по-разному. «Супер, молодцы! – отреагировал гендиректор TUI Ukraine Владимир Щупак. – Я приветствую такое решение. И если заявленное на сайте компании, будет соответствовать действительности, то это здорово!» Однако на вопрос, собирается ли TUI последовать этому примеру и тоже застраховать своих клиентов, Владимир Щупак ответил отрицательно: «У нас и так все хорошо, мы публичная компания, турагенты нам доверяют. Поэтому мы будем страховать свою ответственность только в том случае, если это сделают 70% остальных ТО или если примут закон об обязательном страховании».

«Желаю им удачи, конечно, но на мой взгляд, наша программа страхования ответственности более эффективна, чем та, которая предлагается», - высказывается глава правления ERV Мирослав Бойчин. Он добавляет, что в его компанию неоднократно обращались представители агентских сетей с предложением страховать при продаже каждый отдельный тур, но такой продукт сделать не получилось, поскольку европейские партнеры СК отказались перестраховывать непонятные риски. «Главное для любой страховой – знать максимально возможный объем выплат при наступлении страхового случая, - объясняет Мирослав Бойчин. – Если ты не знаешь заранее, сколько именно туров и по какой цене будут проданы, то как можно гарантировать полное возмещение их стоимости? К примеру, вы договоритесь о страховании на 60 миллионов, а туров продадут на 100 миллионов. Где тогда брать недостающее? И как возмещать всем обещанную полную стоимость? Такие риски не согласится перестраховывать ни одна иностранная компания, потому что неизвестен объем возможных убытков. К тому же банкротство в украинских реалиях - почти недостижимая мечта. Вспомним хотя бы "Аэросвит". Турист все равно может остаться без помощи».  

Гендиректор Join UP! Юрий Альба сообщил, что его компания как раз работает над собственной программой страхования рисков, и собирается запустить ее на следующей неделе: «NEWS Travel нас просто немножко опередил. Мы тоже намерены страховать каждый тур наших туристов в отдельности и объявим об этом в ближайшее время. Думаю, для турагентов это будет приятный сюрприз. Наши специалисты учли все возможные страховые случаи, так что я уверен – все будет хорошо». В то же время, по мнению главы Join UP!, страховать нужно не столько ответственность туроператоров, сколько ответственность турагентов перед операторами, поскольку именно в агентской среде очень много недобросовестных игроков, которые только и думают, как бы не выполнить обязательства перед туристами: «При этом ТА ничем не рискуют, потому что это банальные посредники и их риски несоизмеримы с операторскими».

Кстати, многие агенты очень позитивно отнеслись к страховой инициативе. Еще раньше они обещали рекламировать туры тех ТО, чья ответственность будет застрахована. И после заявления NEWS Travel гендиректор сети «Поехали с нами» Олег Кулик заверил Turprofi.com.ua, что в поисковике сети и ее дочерних компаний обязательно будет отображаться, что тур данного ТО застрахован: «Я думаю, что и с TEZ Tour мы так поступим (ТО застрахован на 50 миллионов гривен. – Ред.), и со всеми, кто застрахует свою ответственность».

«Все это прекрасно, - вступает в разговор руководитель одного из крупных туроператоров. – Мы тоже думаем, не застраховать ли риски нашей компании, но вопрос в том, поможет ли нашим клиентам эта страховка, если вдруг действительно произойдет что-то нехорошее? Вывезут ли их, например, из Египта? Заплатят ли за них отелю? Вернут ли деньги за неиспользованный тур? Я сомневаюсь».

Действительно, вопрос оперативного возвращения на родину всегда был очень болезненным. На основании чего, как и кем это должно делаться? Turprofi.com.ua попытался взять пояснения на этот счет у страховой компании ВУСО, однако оперативно сделать это не удалось. Из информации, обнародованной туроператором, сделать вывод о механизме помощи туристам за границей сложно.

Компания сообщает, что для заявок, которые созданы в период с 13.11.2014 по 31.01.2015 включительно, страховой полис будет оформлен за счет NEWS Travel – без удорожания стоимости тура (безусловно, очень приятный бонус). Также в ТО утверждает, что при наступлении страхового случая выплаты по услуге страхования покроют полную стоимость тура (брутто) с нулевой франшизой, а также дополнительные вынужденные затраты туристов, связанные с их проживанием и возвращением. Клиенту оформят сертификат-подтверждение ответственности ТО относительно обязательств по организации туристического путешествия, который разместят в онлайн-кабинете агента.

Оформление страхового сертификата будет возможно только при условии своевременной и полной оплаты пакетного тура (с международной перевозкой из Украины и проживанием) в течение рабочего дня с момента поступления оплаты (т.е. еще до оформления документов для путешествия). Клиент самостоятельно сможет проверить оформление страховки по его персональным данным: фамилии, серии и номеру паспорта на сайте страховой компании ВУСО. Информация на сайте СК будет отражена на следующий рабочий день после оформления страхового сертификата. На сайте ТО в разделе «Агентствам – Проверить статус своего бронирования» также будет необходимая информация.

Страховой суммой является сумма, указанная в договоре на туробслуживание. В случае возникновения дополнительных расходов туриста, связанных с возвращением и проживанием, при наступлении страхового случая необходимо иметь при себе все соответствующие платежные документы для предъявления их страховой компании. 

То, что без документов страховку не получить, – общеизвестно. Однако вопрос в сроках выплат и в том, что будет считаться страховым случаем? Если судить по образцу сертификата ВУСО, застрахована именно «ответственность туроператора относительно организации турпоездки в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору по причине банкротства (неплатежеспособности)". Напомним, что факт банкротства устанавливается  только в судебном порядке, процесс это долгий, к тому же до сих пор ни один из туроператоров, ушедших на дно, не был признан в Украине банкротом. Поэтому все будет зависеть от того, захочет ли страховая трактовать «неплатежеспособность» как альтернативу банкротству.

В сертификате также поясняется, что при наступлении страхового случая для получения компенсации необходимо будет подать в ВУСО

заявление,

паспорт и номер налогоплательщика,

договор на туристическое обслуживание рекомендованной туроператором формы,

документы, подтверждающие невыполнение обязательств ТО перед третьим лицом (запрос туроператору по поводу невозвращения денежных средств за непредоставленные услуги, письменный отказ контрагента туроператора в предоставлении услуг, предусмотренных договором о приобретении продукта и т.п.),

документы, подтверждающие затраты на досрочное возвращение домой (при наличии таких затрат).

Из последнего пункта понятно, что возвращаться туристы должны будут самостоятельно, а компенсация будет их ждать постфактум. Страховая обязуется вернуть деньги за оплаченные, но неполученные услуги (которые оператор должен был предоставить по договору, однако не смог сделать это в результате наступления страхового случая), а также издержки, не предусмотренные турпродуктом, но связанные с перевозкой и размещением после наступления страхового случая.

«Для страховой компании тут есть масса зацепок, чтобы не платить, - отмечает один из экспертов. – Но наличие страховки лучше, чем ее отсутствие. Теоретически возможность компенсировать все свои убытки есть».

Валерия Овсяник, 13.11.2014

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS