ТО не хотят, СК – не могут, а турагентам страшно

Страховые компании, внявшие просьбам турагентских сетей обезопасить туристов от невыполнения туроператорами своих обязательств, сформировали рабочую группу по созданию нового продукта. Однако обсуждение идет не о страховании каждого отдельного тура – внимание по-прежнему приковано к страхованию ответственности ТО самими ТО. «Хотя очевидно, что туроператоры не заинтересованы вкладывать в это деньги, - полагает гендиректор сети ТА «Поехали с нами» Олег Кулик. – Для них это дополнительные расходы. Да и страдают от банкротств операторов в первую очередь туристы и турагенты».

Тем временем специалист по маркетингу и пиару «Украинской Федерации Страхования» Евгений Шумаков сообщил, что концентрироваться все-таки решили на законодательстве: «И тут необходимо идти либо через принятие изменений в закон «О туризме», либо через постановление Кабмина. В первом случае уже наработаны поправки и необходимо решение Верховной Рады". Второй путь, по словам эксперта, более долгий и тернистый, поскольку требует инициативы Нацкомфинуслуг, где большую часть чиновников уволили, так что этот коллегиальный орган фактически не функционирует, и согласования с министерствами не получится. На вопрос Turprofi.com.ua, нельзя ли застраховать всех, не дожидаясь изменений в законодательстве (тем более, что до Нового года это все равно не произойдет), эксперт ответил: «Проблема в том, что практически 80% туристической отрасли - в тени. А это значит, что вся нагрузка по уплате страховых премий ляжет на оставшиеся 20%, что невыгодно самим туроператорам».

«Страховщики готовы делать что угодно – предоставлять любой необходимый туроператорам продукт, - уверяет гендиректор СК «Актив-гарант» Олег Вовченко. – Но этот продукт, как правило, не продается, потому что он неинтересен операторам. А единичные случаи страхования договоров неинтересны нам».

«Например, есть страхование от невыезда. А спросом оно не пользуется, - подтверждает заместитель председателя правления по продажам СК «Нова» Лина Кравченко. – И вот мы вновь встретились с туроператорами, чтобы узнать, что им интересно, но их не привлекает страхование собственной неплатежеспособности. При этом им нужно, чтобы страховой случай наступал практически сразу, как только туристы оказываются за границей без жилья и обратных билетов, а такой схемы у нас нет». Эксперт уточняет, что украинские страховщики долгое время работали над подобным проектом, но в последний момент не пустили его на рынок, поскольку ситуация в стране изменилась. Впрочем, Лина Кравченко не исключает, что еще может быть рассмотрен вариант страхования агентскими сетями каждого договора с туристом. Но для этого, по ее словам, все равно может понадобиться договор страхования между туроператором и турагентом.

«За 16 лет работы я уже привыкла к тому, что туроператор все время что-то хочет, ему это что-то дают, а потом он этим не пользуется, - констатирует замгендиректора СК «Финекс» Елена Чупыркина. –  Мы с коллегами обсуждали новый проект подготовленного продукта. Основная проблема, когда крупный туроператор банкротится, некому вывозить его туристов». Говорить об обязаловке, по словам эксперта,  туроператоры не хотят: они хотят заплатить минимум денег и получить за них максимум услуг. То есть требуют серьезный продукт, который бы не приводил к удорожанию турпакета. «Иными словами, чтобы все это стоило 50 копеек. Кто на таких условиях будет потом отвечать за самолет туристов, которых надо срочно вывезти?» - интересуется Елена Чупыркина. По ее мнению, нужно смотреть, какой объем туристов проходит через каждого туроператора за год и умножать его на 100-200 долларов – это и будет реальный лимит ответственности (и он не может стоить 5 копеек).

Кстати, по поводу «учитывать объемы оперирования» туроператоры высказываются не так однозначно. Turprofi.com.ua обсуждал это на выставке с директорами Pegas Touristik (Дмитрием Карякиным) и «Натали Турс Украина» (Алексеем Корнеевым). Оба эксперта считают, что правильнее было бы страховать каждый тур, а не прошлогодние объемы, тем более, что в 2014 году эти самые объемы на рынке сократились почти наполовину.

Так или иначе, по словам Елены Чупыркиной, СК все-таки рассматривают вариант создания страхового пула, который бы смог потянуть выплаты пострадавшим в случае ухода кого-то из крупных ТО: «Но мы не можем пока прийти к единому мнению. Если делать страхование ответственности обязательным и заставлять всех выделить на него серьезные суммы, то пострадают в первую очередь туроператоры среднего уровня, которые как раз адекватно оценивают свои возможности: не ставят чартеров и не рискуют». Эксперт напомнила, что признание банкротства любой компании – процесс долгий. И выплаты будут сделаны не сразу. А то, о чем просят туроператоры, скорее похоже на кредитование, а не на страхование. И в этом смысле правильнее было бы создать фонд, нечто вроде российской "Турпомощи".

Елена Чупыркина согласна, что для всех ТО должны быть одинаковые условия и единые тарифы страхования, однако и среди СК есть те, кто привлекает не качеством и порядочностью, а ценой. И такое «выгодное» партнерство может дорого обойтись клиентам ТО. «Не каждая такая СК будет в состоянии выполнить свои обязательства. Ведь любая помощь туристам недешева. Вот приходит к нам человек: «Да мне только вылететь». Вылетает – бац! – умер. А вывоз его обходится в 30 тысяч евро. И таких сейчас много - сплошь и рядом инсульты. Причем если вывезти обычного больного можно, к примеру, за 6 тысяч евро, то перенесшего инсульт – те же 30 тысяч, потому что такого лежачего на трех стульях не перевезешь, для него надо спецсамолет».

В общем, застраховать ответственность ТО за три копейки не получается. Турагенты волнуются, предлагают даже оплатить страхование каждого тура из своего кармана, но, похоже, в данный момент их предложение не услышано. «Возможно, когда СК поймут, что с операторами у них не получается, они обратят внимание и на нас», - резюмирует глава одного из турагентств.

 

Валерия Овсяник, 23.10.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS