МАУ подтвердила, что хочет денег

Отрасли необходима срочная стабилизация путем системной поддержки правительства. Заявление об этом сделала авиакомпания МАУ, в ответ на обнародованную ранее в газете «Капитал» информацию о письме перевозчика в Кабмин, где он просит государство выдать ему стабилизационный кредит в $100 млн. на десять лет и освободить от необходимости продавать валютную выручку, которая используется им для оплаты эксплуатационных затрат за границей. Менеджмент и акционеры МАУ предпринимают все возможные антикризисные меры, которые находятся в области их контроля, однако для недопущения масштабного кризиса этого недостаточно, заявляют в авиакомпании.  

В МАУ не очень хорошо отнеслись к тому, что их приватное обращение в Кабмин стало достоянием общественности. Тем не менее, подтвердили, что письмо было, а в нем перевозчик «четко изложил свое экспертное видение сложившейся ситуации и выразил готовность к конструктивному взаимодействию с правительством и профильными министерствами и ведомствами с целью недопущения коллапса авиатранспортной отрасли Украины, разрушения наработанной годами маршрутной сети и нанесения непоправимого ущерба национальным интересам Украины». В авиакомпании обращают внимание, что в случае краха маршрутной сети, ее последующее восстановление потребует длительного времени и огромных финансовых ресурсов, значительно превышающих тот объем кредитного финансирования и помощи, который ведущий украинский перевозчик просит сегодня от государства для сохранения существующей инфраструктуры.

Руководство компании напомнило всем о сложной политико-экономической ситуации в стране, о закрытии аэропортов Донецка и Луганска, и рынка Крыма, о том, что запрещен пролет над территорией полуострова и ограничен – над восточной Украиной, что исключена возможность пролета через воздушное пространство России и драматически сократился украино-российский пассажиропоток. «Ситуация сегодня является беспрецедентной за всю историю Украины и вызывает значительное падение рынка пассажирских авиаперевозок (например, в августе 2014 года падение рынка составило более 27% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го года)». МАУ – лидер авиарынка и отраслеобразующее предприятие и оно вправе просить поддержки у государства, делается вывод в заявлении.

Любопытно, что в МАУ посчитали некорректными и абсолютно безосновательными любые сравнения и аналогии "с происходившими несколько лет назад банкротствами украинских авиакомпаний" (речь, безусловно идет об «Аэросвите», который, как и МАУ, связывали с именем Игоря Коломойского). «Сегодня речь идет не о проблемах отдельно взятых коммерческих структур в условиях мирного времени и стабильной экономики, а о системных сбоях, вызванных военными действиями и беспрецедентно тяжелой политико-экономической ситуацией в стране. Авиакомпания уверена, что любые спекуляции и инсинуации, связанные с обращением МАУ к правительству, лишь усугубляют кризис в отрасли и являются свидетельством либо вопиющего непрофессионализма, либо сознательного вредительства со стороны лиц и изданий, их распространяющих», - резюмируют в авиакомпании.

Между тем, эксперты авиарынка начали критиковать политику МАУ задолго до начала военных действий в стране. «В компании, безусловно, работают профессионалы, однако не все, как мы понимаем, зависит от них. Есть еще политика владельцев и высшего руководства… Она не кажется мне логичной и правильной. Когда я вижу, как полеты из одного конца континента в другой продают за 50 долларов, я задаюсь вопросом: в чем смысл? За счет чего? И это смущало меня давно – еще в те времена, когда о войне никто и подумать не мог», - на условиях анонимности высказывается один из профессионалов отрасли.

«Я еще летом комментировал, что осенне-зиминий период будет очень тяжелым и что уже тогда необходимо было принимать антикризисные меры: сокращать линии, самолеты, персонал, административные расходы – это ведь не делается за один день, к этому надо готовиться заблаговременно», - говорит эксперт авиаотрасли и директор туркомпании «Стиль Авиа» Евгений Хайнацкий

Из-за нестабильного курса гривны и продолжающейся напряженности на востоке, пассажиропоток с началом осени начал стремительно сокращаться. Евгений Хайнацкий полагает, что по отношению к осени прошлого года останется лишь 60% от общих объемов перевозки. Погрешность будет зависеть от стабилизации или дестабилизации курса гривны: «Пугающие заявления правительства об отключении света, экономии газа и т.д. приводят к тому, что люди думают не о поездках, а о том, за какие средства пережить зиму». Если бы перевозчики приготовились летом к падению спроса на 40%, и к уменьшению выручки почти на 50%, то сейчас можно было бы говорить о нестабильности, а не о критическом состоянии отрасли, полагает эксперт.

«Просьба о кредите для флагмана Украины говорит о том, что авиакомпания действительно получила серьезный экономический удар. И необходимо отдать должное руководству: они сохраняют рабочие места, коллектив, боевой дух и намерение сберечь свои объемы перевозок. Социальный фактор ведь тоже очень важен!», - аргументирует Евгений Хайнацкий.

Он добавляет, что только на желании работать в условиях кризиса выжить невозможно. «К сожалению, не знаком с программой антикризисных мер МАУ, прокомментировать, что будет с компанией, не смогу. Могу только предположить, что в случае неповторения ошибок «Аэросвита» (а в МАУ очень много талантливых людей из «Свита»), авиакомпания достойно переживет зиму. Но, к сожалению, без сокращения она не обойдется. Отмена Мадрида, Дюссельдорфа и Лиссабона – только начало...».

«Можно как угодно относиться к МАУ, но если и эта авиакомпания уйдет, пострадает прежде всего Украина и наши граждане, - полагает глава одной из туркомпаний. – Свято место пусто не бывает – его мигом займут иностранные перевозчики, которые будут думать не о том, куда нужно летать украинцам, а о том, как с них побольше содрать. Многих маршрутов просто не станет, а цены на оставшиеся сильно вырастут. Поэтому я призываю всех поддержать украинскую авиакомпанию. Надеюсь, что государство понимает, как важно ее сохранить».

Валерия Овсяник, 25.09.2014

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS