Что делать с мобилизованными?

Туроператоры по-прежнему пребывают в растерянности и не знают, как быть: возвращать деньги за туры, если клиента призовут до того, как он успеет съездить на отдых, или нет?

 

"Пока я нынешнюю ситуацию и сама не понимаю, – признается глава "Сиесты" Ольга Дяченко. – С одной стороны, мы вроде бы не имеем права не вернуть деньги, с другой – в стране нет военного положения". Эксперт считает, что если турист уже знал, что его мобилизуют, например, получил повестку, но скрыл это от туркомпании, рассчитывая успеть вылететь на отдых, то это уже, конечно, его проблемы. «Подобные случаи нужно теперь прописывать в договоре: клиент несет ответственность, если при покупке тура скрывает информацию такого рода», – говорит Ольга Дяченко. Однако если мобилизация застала врасплох самого туриста, то дать однозначный ответ по поводу возврата денег сложно. "Особенно если они уже перечислены отелям и перевозчикам – как их тогда вернешь? – беспокоится собеседница. – Разве что из своего кармана".

«А мы для себя решили, что если такой случай будет, то все деньги вернем», – сообщает гендиректор «Феерии» Игорь Захаренко. Впрочем, ни одного подобного случая обнаружить пока не удалось. Сетевики утверждают, что их и не было. Пока. Туроператоры, с которыми мы общались, это подтверждают. «Мы еще не столкнулись с этой проблемой», – признается коммерческий директор «Натали Турс Украина» Иванна Чучман. О том же говорят в «ИдрисКа-тур» и в ряде других компаний. Но если будут мобилизованные, будут и проблемы, полагают эксперты.

Положение усугубляется тем, что страхования для таких случаев в Украине нет. Turprofi.com.ua обзвонил с десяток СК и везде отвечали, что потенциальным призывникам ничем помочь не могут. «До прошлого года среди рисков, которые подпадали под страховое покрытие, был неожиданный призыв в армию, но так как призыв тогда отменили, то и риск этот страховщики вычеркнули из списка», – объясняет заместитель председателя правления компании ERV Александр Вишталюк. Другой эксперт на условиях анонимности отмечает, что такую опцию теперь уже никто из СК предлагать и не станет, поскольку это слишком рискованно. 

«Хотя случаев мобилизации туристов у нас еще не было, такую возможность мы обсуждали, – отмечает гендиректор «Сети Агентств Горящих путевок» Равиль Хамитов. – И пришли к выводу: комиссию мы вернем, а в остальном – дело за туроператором. Тот, кого мобилизуют, должен будет написать нам заявление, которое передадим ТО». Эксперт уточняет, что в законе никакого руководства на этот случай нет, форс-мажором он считаться не может, поэтому единственное, что может сделать для туристов агент – давить на ТО, чтобы тот постарался все вернуть.

«Формально, это проблема туриста, – считает директор Adria Hit Group Владимир Швец. – Если нельзя перенести тур и вернуть деньги без штрафов, то оператор вправе взять неустойку. Однако если ТО лояльно относится к своим агентам и туристам и может снять все без штрафов, честь ему и хвала. Хотя вероятность такой аннуляции – примерно 50%».

«На все  будем смотреть по ситуации, – говорит Иванна Чучман. – Решение штрафовать или нет (и за что именно) зависит от многих факторов. Например, если виза уже открыта, то деньги за нее не возвращаются». Важно также, чартерный должен быть рейс или регулярный, и согласятся ли партнеры вернуть деньги. «Конечно, постараемся максимально проявить лояльность и аннулировать туры без штрафов, так как туристы действительно не виноваты", - резюмирует Иванна Чучман.

 

Валерия Овсяник, 01.08.2014

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS