Поправка в закон "О туризме" позволит отдыхать за счет туркомпаний
В Верховную Раду 7 февраля внесли законопроект «О внесении изменений в статью 20 закона Украины «О туризме».
Народный депутат Татьяна Слюз предложила дополнить указанную статью фразой: «Типовая форма договора на туробслуживание утверждается Кабинетом Министров Украины». То есть фактически предложила спустить сверху некий единый для всех договор, которые обязаны будут подписывать все туристы и туроператоры.
В пояснительной записке к проекту сказано, что в СМИ участились сообщения о предоставлении турагентами некачественных туристических услуг. Мол, граждане Украины, которые приезжают на отдых в другие страны, сообщают о значительном несоответствии фактических условий перевозки, проживания и отдыха условиям, которые были предложены им турагентами, и которые они оплатили до начала путешествия. «При обращении в соответствующие управления защиты прав потребителей, правоохранительных или судебных органов туристам сообщают, что согласно условиям договора на туробслуживание, который составлен соответствующим туристическим агентом, защита их нарушенных прав де-юре невозможна, поскольку согласно условиям договора с возможными неудобствами они согласились, подписав этот договор».
«Целесообразно отметить, – указывается далее, – что упомянутым законом предусмотрена возможность заключения договора на туристическое обслуживание в электронной форме, что создает дополнительные возможности недобросовестной манипуляции условиями договора и их выполнением. Существуют отдельные случаи мошенничества со стороны фиктивных туристических агентов, которые продают несуществующие туристические услуги через Интернет».
Далее госпожа Слюз прогнозирует, что реализация предложенных поправок будет способствовать защите прав тех, кто путешествует по Украине или в другие страны, обеспечит четкость и обязательность исполнения условий договора на туробслуживание, а также уменьшит возможность мошенничества со стороны недобросовестных турагентов.
Напомним, что статья 20 начинается так: «По договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор, который заключает договор непосредственно или через турагента) обязуется предоставить по заказу другой стороны (туриста) комплекс туристических услуг (туристический продукт), а турист обязуется оплатить его».
Если вдуматься, то обоснование предложенной поправки выглядит довольно странно. Агенты выполняют посредническую функцию, и в статье закона речь идет о договоре между туроператором и туристом, а не турагентом и туристом. К тому же, одно дело – мошенничество («завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием») и совсем другое – неоправдавшиеся ожидания туристов, которые «хотели с видом на море, а получили с видом на пустыню».
«Мне кажется, автор проекта не совсем понимает суть проблемы и явно не видит разницы между туроператорами и турагентами, – высказывается руководитель одного из ТО. – Надеюсь, поправку не внесут, поскольку она, как минимум, не согласуется с политикой дерегуляции».
Предложенная норма противоречит основам договорных отношений, предусматривающих свободу выбора и равенство участников, уверен юрист сети ТА «Поехали с нами» Артем Никитенко. «По закону стороны вправе заключать договоры на тех условиях, на которых считают нужным. И данную поправку можно расценивать как нарушение прав участников процесса», – добавляет эксперт. Представьте, что норму приняли, предлагает он. А туристу типовой договор не понравился, и он хочет внести изменения. Что тогда делать? Кроме того, условия должны устраивать обе стороны. «И еще вопрос, насколько профессионально смогут подготовить в Кабмине типовой договор на туробслуживание – ведь для этого необходимо знать все нюансы турдеятельности», – предупреждает Артем Никитенко.
«Ни для кого не секрет, что мы ежедневно сталкиваемся с демпингом среди агентов и операторов (и эта тема до сих пор вне поля зрения тех, кто реально может помочь нам в борьбе со скидками!). А ведь между стоимостью предоставляемых услуг и их качеством существует прямая зависимость, чего многие клиенты не понимают»,– констатирует директор «Тасс Тревел» Наталия Герасименко. Что касается очередного законопроекта, говорит эксперт, то не стоит забывать, что помимо справедливых замечаний от добросовестных клиентов в адрес туркомпаний поступают и абсолютно необоснованные. Предложенную поправку в закон могут взять на вооружение люди, склонные к аферам, которые будут требовать от ТО и ТА возврата средств за полученные услуги, даже если их отдых прошел отлично. И кто тогда будет защищать вторую сторону?
Неясно также, каким именно образом типовой договор на туробслуживание, утвержденный Кабмином, помешает мошенникам обманывать туристов. Примеры последних лет показывают, что аферисты действуют вопреки всяким договорам: собирают деньги и скрываются в неизвестном направлении. Или даже не скрываются. А договор, навязанный туркомпаниям сверху, никак не отразится на самочуствии обманщиков. «Я не вижу в предложенной поправке чего-то такого, что перекроет кислород мошенникам, – подтверждает Артем Никитенко. – Прижать их можно только в том случае, если будет хорошо работать судебная система. А типовой договор на туробслуживание, к сожалению, ничего в это смысле не меняет».
Валерия Овсяник. 10.02.2014
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022