Как отразятся новые законы на туризме

Зарегистрированный в Верховной Раде 14 января и проголосованный 16 января в ручном режиме за несколько секунд

сразу в трех чтениях без обсуждения закон о внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и процессуальных законов о дополнительных мерах защиты безопасности граждан" авторства регионалов Владимир Олийныка и Вадима Колесниченко предусматривает, по словам последнего, «внесение изменений в около 30 законов и кодексов Украины» и может затронуть туристическую сферу.
Примечательно, что одно из нововведений – установление нормы об «иностранных агентах», то есть общественных организациях с финансированием из-за границы, – Вадим Колесниченко обосновал американским примером: в 1966 году в США, по его утверждению, в качестве «иностранного принципала» были определены Irish Northern Aid Committee, который автор украинского закона связал с террористической группироой «Ирландская республиканская армия», а также с Туристическим бюро Нидерландов, "Туризмом Швейцарии" и другими подобными структурами.

Формулировки нового украинского закона настолько размыты, что их также можно привязать к туризму. Например, отныне запрещается деятельность интернет-СМИ без регистрации в качестве информагентств. Однако под определение информагентств подходит любой интернет-сайт, даже туркомпании, или любое офлайновое турагентство, которое собирает и распространяет информацию о турах. При этом штраф составит «от 600 до 1000 минимумов доходов с конфискацией изготовленной продукции и средств ее изготовления, а в случае повторного нарушения - от 1000 до 2000 необлагаемых налогом минимумов дохода». Данная норма может коснуться большинства украинских новостийных информационных ресурсов, к которым теоретически могут отнести и сайты туркомпаний, на которых публикуют новости.

Статья 1 закона «Об информационных агентствах» гласит: «Информационными агентствами в соответствии с этим Законом являются зарегистрированные как юридические лица субъекты информационной деятельности, которые действуют с целью оказания информационных услуг». Так как новый закон направлен против как раз незарегистрированных информагентств, у чиновников и судов появляется обширное поле для творчества.

В статье 164 кодекса Украины об административных правонарушениях, которая касается нарушения порядка ведения хозяйственной деятельности, пункта об информационных агентствах не было. Сейчас она дополнена словами "а также осуществление деятельности информационного агентства без его государственной регистрации, после прекращения его деятельности или с уклонением от перерегистрации при наличии предусмотренных законом оснований". Ранее штраф за нарушения в ведении хозяйственной деятельности без государственной регистрации составлял от 20 до 100 минимумов, в случае повторного нарушения - от 100 до 500 минимумов.

В дополнение во всему этому, в закон "Об информационных агентствах" введено разъяснение, которое также фактически вводит в ранг информационного агентства любое издание в интернете. Сайты, которые не являются информагентствами в понимании нового закона, и не должны регистрироваться, должны подпадать под такие требования:

"Не является деятельностью информационного агентства распространение информационной продукции через ресурсы сети Интернет, которая

1) дублирует зарегистрированный в установленном порядке печатное средство массовой информации;

2) осуществляется субъектами властных полномочий на своих официальных сайтах;

3) осуществляется предприятиями, учреждениями или организациями применительно лишь к своей собственной деятельности;

4) осуществляется субъектами предпринимательской деятельности, которые распространяют информацию о своей продукции или услуге с целью их реализации;

(Напомним, что турагенты по закону «О туризме» «осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг»).

5) осуществляется лицами на несистематический, непрофессиональной основе и без цели предоставления информационных услуг".

А в закон "О телекоммуникациях" теперь вписано, что этот орган должен блокировать доступ к новостным сайтам без государственной регистрации:

"(Комиссия) принимает решение об ограничении доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет, через которые осуществляется деятельность информационного агентства без предусмотренного законом свидетельства о государственной регистрации информационного агентства".

Причем ни один суд не задействуется при вынесении решения – достаточно "заключения эксперта о принадлежности информации к такой, распространение которой противоречит закону".

За восстановление работы сайта придется судиться уже после его блокировки.

Еще одна новая норма: в ст. 376 Уголовного кодекса Украины теперь сказано, что "незаконный сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о судье, его близких родственниках или членов семьи, распространение материалов или информации, носящие явно оскорбительный характер и демонстрируют вызывающее пренебрежение к судье или правосудию, давление, запугивание или вмешательство в любой другой форме в деятельность судьи, совершенные с целью мести, препятствование выполнению судьей служебных обязанностей или с целью добиться вынесения неправосудного решения, или публичные призывы или распространение материалов с призывами к совершению таких действий наказывается штрафом от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет".

Слегка запутанная норма. В случае, если судья с членами семьи купит тур и предоставит копии или оригиналы паспортов турагентству, посольству или туроператору, все причастные к передаче этих документов люди серьезно рискуют. Эксперты Turprofi.com.ua, с которыми нам удалось оперативно связаться, советуют туркомпаниям брать с судей расписки, что они добровольно предоставляют данные о себе и не возражают против сбора, хранения и передачи этих данных посольству страны выезда, туроператору и принимающей стороне, а также против уничтожения этой информации.

Наконец, стала уголовным преступлением клевета:

1. Клевета, то есть умышленное распространение заведомо недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, - наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок до двухсот часов, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Клевета в произведении, которое публично демонстрируется в средствах массовой информации или в сети Интернет, а также совершенное лицом, ранее судимым за клевету, - наказывается штрафом от пятидесяти до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

3. Клевета, соединенная с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказывается исправительными работами на срок от одного до двух лет или ограничением свободы на срок до двух лет.

Теперь туристам стоит поостеречься писать отзывы о туркомпаниях. Впрочем, это касается и остальных. На туристических форумах и сайтах при комментировании следует вести себя осторожно всем сторонам.


Юрий Свирко, 17.01.2014

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS