Что поможет украинской авиации?

 

Богатые люди в наших широтах стали летать еще чаще, а простаки, как и раньше, сидят дома. Такими наблюдениями поделился с Turprofi.com.ua директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

 

По его словам, в 2019 году в восточную Европу было продано 19 новых бизнес-джетов, а в 2020 — аж 40. «Это новые самолеты с заводов. В Евросоюзе количество рейсов бизнес-авиации уменьшилось на 2%, всей авиации — в три раза. А в восточной Европе ситуация отличается: пассажиропоток бизнес-авиации у нас вырос. Количество частных рейсов увеличилось в четыре раза, а их пассажиропоток — в 10 раз», – констатирует господин Ланецкий.

 

В то же время пассажиропоток обычных авиакомпаний в Украине упал в 4-5 раз. И велика вероятность того, что не все авиакомпании смогут и дальше перекрывать миллионные убытки деньгами инвесторов.

 

Пока Мининфраструктуры работает над проектом финпомощи украинской авиаотрасли, предполагая отдать из госбюджета на 2021 год 500 млн грн авиакомпаниям, специалисты отрасли высказывают мнение, что авиации нужна сейчас помощь посерьезнее и посистемнее, причем не только финансовая.

 

«500 млн для авиационной индустрии — ничто, – считает авиаэксперт Виктор Логвиненко. – KLM, например, получил от своего правительства около 2 млрд евро. У нас же стратегия правительства, как у богатого родственника — дать подачку можно, но вот зрить в корень проблемы — хлопотно и неинтересно. Если бы бизнесу действительно хотели помочь, то сделали бы то, что уже обсуждали сотни раз: убрали НДС с внутренних перевозок, разобрались с акцизом на реактивное топливо и сделали нормальную систему кредитования для авиационного бизнеса. Вроде просто, но это были бы действенные меры, а не подачка — она все равно уйдет как вода в сухой песок. Интересно, как эти деньги будут распределяться».

 

По данным Мининфраструктуры, господдержка может коснутся авиакомпаний Windrose, «Азур Эйр», МАУ и SkyUp — в марте-апреле 2020 года эти перевозчики выполнили 170 возвратных рейсов для граждан Украины. Общая стоимость этих перелетов составляла 104,8 млн гривен.

 

«Любая помощь перевозчикам будет кстати. Но 500 млн гривен — действительно небольшая сумма, поскольку каждая крупная авиакомпания в нынешних условиях ежемесячно терпит убытки на 1-2 млн евро, – говорит Александр Ланецкий. – Но можно было бы оказать более действенную помощь, изменив подход. В данный момент среди потенциальных пассажиров накопился очень большой неудовлетворенный спрос на путешествия. Если снять все ограничения на полеты, то спасти нашу авиацию будет вполне реально. Нужно просто разрешить прилетать в Украину без ограничений. И не так, как в прошлом году, когда сегодня разрешают, а завтра — нет. Нужно гарантировать людям: с 1 апреля по 1 ноября, что бы ни случилось, даже если луна упадет в Черное море, мы все равно не закроем небо и границы. А дальше можно везде продвигать Украину, как полностью открытое туристическое направление с человеческими условиями пребывания: страна, где можно гулять по улицам без масок, ходить в гости и кушать в ресторанах, где открыты музеи и тебя не оштрафуют за прогулку в парке. То, что Украина к себе пускает, не знает никто, кроме узкого круга лиц. Как это исправить? Ответ лежит на поверхности — за выпивкой и свободой. Достаточно снять несколько роликов и выкупить 10 тысяч показов по MTV, мол, островок свободы, прилетайте к нам. Это стоит копейки, зато даст мгновенный результат. Мир устал от стресса и ограничений — дайте глоток свободы и к вам попрут».

 

Однако эксперт сам не верит в то, что это возможно, так как не видит решимости правительства выбраться из тупика. К тому же остаются препятствия, которые Украина не в силах преодолеть: ограничения со стороны других стран (например, требование отсидеть по возвращении на карантине) и отсутствие четких правил игры. То все хорошо, то опять разговоры о локдауне. А потребитель не должен бояться покупать билеты на июнь, август или сентябрь («вдруг меня не пустят?»).

 

В результате мы все наблюдаем, как авиакомпании, пытаясь справиться с дефицитом финансов, вынуждены продавать билеты на рейсы, которые скорей всего не состоятся.

 

«На этом фоне 500 млн гривен помощи — крохи, которые покроют лишь текущие расходы перевозчиков, а дальше — опять ничего не будет. Дать в сто раз больше, чтобы спасти всех, государство не может. Да и не об этом оно сейчас думает. Госпрограммы заказов на вывозные рейсы и перевозку грузов в этом году нет. И нет определенности. Самое лучшее, что могут сделать в этой ситуации политики — выйти и честно сказать: «Того, что было, уже не будет никогда, вся ерунда продолжатся до 2030 года». Тогда все поймут, как себя вести и что покупать», – считает Александр Ланецкий.

 

Он добавляет, что несмотря на все трудности, украинская авиация уже совершила чудо: продержалась целый год — и никто не обанкротился, хотя многие и до ковида были убыточны. «Все барахтаются, рассказывают сказки, просят инвесторов помочь. Каждый выживает как может. И если государство Украина хочет поддержать свою авиацию, оно должно донести до европейцев, что сюда можно спокойно приезжать, кушать, выпивать и чувствовать себя свободным. Это серьезный аргумент. В Литве, например, все рестораны закрыты с 1 ноября. Люди боятся ходить втроем, а за то чтобы проведать мать, придется заплатить штраф в 1,5 тысячи. Украине имеет смысл этим воспользоваться», – делает вывод эксперт.

 

Валерия Овсяник, 04.03.2021

 

 

Читайте наши новости в телеграм-канале Turprofi.com.ua 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS