Когда авиабилеты подешевеют?

 

Туристы и туркомпании задаются вопросом: когда восстановятся рейсы, а билеты на самолет можно будет наконец покупать как раньше (за полгода или даже за год до поездки), не боясь, что перелет отменят, а деньги останутся у авиакомпании до лучших времен.

 

Turprofi.com.ua обратился к специалистам отрасли за прогнозами и разъяснениями: вернется ли авиарынок на прежний уровень оказания услуг или хотя бы приблизится к нему в этом году? И найдет ли себе выход гигантский отложенный спрос, который успел сформироваться за время карантина? 

 

Гуру авиасферы и путешествий Виктор ЛогвиненкоКонстантин Лиорек и Оксана Замфира полагают, что в ближайшее время ждать восстановления турпотоков не стоит, а из основных тенденций выделяют:

 

уход авиакомпаний от транзитных моделей, переход на модель «из точки в точку»;

 

большую востребованность чартерных перевозок;

 

выход организованного туризма на первое место, поскольку индивидуальный становится для многих слишком сложным и затратным;

 

цены на перелеты останутся высокими уже потому, что раннего бронирования нет — основная масса клиентов покупает билеты «сегодня на завтра»;

 

цены на курортах также растут (там, где туризм продолжает развиваться, пользуются отсутствием конкуренции; там, где все было закрыто и бизнес сильно пострадал, пытаются компенсировать потерянную выгоду).

 

Вот как это аргументируют:

 

«Агентский мир надеется и повторяет как сутры, что авиационный трафик начнет восстанавливаться к концу марта или началу апреля, – говорит авиаэксперт Виктор Логвиненко. – Я тоже стремлюсь верить в это. Мое мнение: весной и летом как-то отлетаем, а осенью, скорее всего, повторятся локдауны со всеми вытекающими. Бизнес-трафик до сих пор остается под большим вопросом. Если говорить о Европе, то такое чувство, что европейские правительства словили кайф от локдауна и псевдоконтроля за своим населением».

 

Большие изменения претерпел во всем мире рынок труда, что тоже отражается на туризме и авиации. Глобальные компании безболезненно переключились на удаленную работу (особенно IT-сектор), а некоторые фирмы по продажам билетов (например, «Авиасейлс») перевели весь персонал на удаленку и при любом карантинном раскладе не будут возвращаться к схеме офисной работы.

 

«Все это привело к глобальной миграции — многие специалисты при отсутствии необходимости ежедневно ездить в офис предпочли переместиться в страны, где нет нашей классической зимы. Это способствовало увеличению авиаперевозок, так как одними телеконференциями не обойдешься, все равно нужно встречаться оффлайн, иначе продуктивность от командной работы начинает стремиться к нулю — иногда приходится летать, – констатирует эксперт. – Что касается Украины, то складывается впечатление, что руководители компаний до сих пор в ожидании, когда проблемы с пандемией устаканятся сами собой и мы вернемся к старой докризисной жизни. Но это ошибка. По моим прогнозам, которые, как ни странно, совпадают с прогнозами вирусологов, кризис затянется надолго — еще лет на 7, так как вирусы сами собой никуда не денутся, они с нами навсегда, как и классический грипп».

 

Виктор Логвиненко довольно пессимистичен в отношении украинского рынка труда, представителями которого загружают самолеты: «Украинские компании исторически не привыкли платить достойные деньги. Поэтому будет удалёнка для субъектов не только интеллектуального труда, но и физического (я имею в виду наших гастарбайтеров). И это тоже повлияет на бизнес-перевозки. Что касается массового туризма, то я бы делал ставку на организованный — организованными группами легче управлять. А индивидуальный туризм пойдет на спад. Тут прямая зависимость. Из-за локдауна туристическая инфраструктура многих стран разрушена и будет восстанавливаться очень низкими темпами. Возьмем, к примеру, Таиланд: мало того, что фанатам этой страны придется отсидеть после прилета две недели в карантине – когда они выйдут из него, то увидят, что 90% кафе, ресторанов и экскурсионных бюро закрыты».

 

В сухом остатке мы получим модель авиационного бизнеса, которая сейчас показала себя более живучей: это симбиоз чартерной и классической авиакомпании с упором на чартерные перевозки, считает эксперт. «Что касается цен, то я думаю, что они останутся на среднем уровне и вряд ли уменьшатся. Чтобы предлагать низкие цены, должна работать вся схема, одной из важных составляющих которой является раннее бронирование. А мы видим обратное: глубина продаж упала совсем. Люди смотрят сегодня на завтра. Это объяснимо: все может измениться в худшую сторону за один день, а прогнозов и четких планов нет ни у государства, ни у бизнеса», – констатирует Виктор Логвиненко.

 

По его мнению, не стоит также ждать роста конкуренции, как это было в докризисные годы. Авиакомпании сосредоточены на обслуживание собственных рынков, так как модель трансферных перевозок (МАУ) в условиях пандемии стала проблемной. В Европе старые добрые игроки будут сконцентрированы на обслуживании Р2Р трафика. Рынок лонгхолов сложился не в их пользу: все дальнемагистральные перелеты уже тянут на себе Turkish Airlines и Qatar – их страны смогли обеспечить нормальный транзит. «Европейцы этого сделать не смогли и не смогут в ближайшее время “благодаря” своей бюрократии», – делает вывод Виктор Логвиненко.

 

Профессиональный путешественник Константин Лиорек также уверен, что в ближайшее время авиаперевозка в мире вряд ли восстановится до прежнего уровня: «Это может случиться только после того, как вакцинация наберет обороты и какие-то страны откроются для вакцинированных туристов. Но я не думаю, что это приведет к снижению цен на билеты. Конечно, будут акции: авиакомпании даже сейчас пытаются продавать интересные рейсы по очень привлекательной цене, зная, что в большинстве случаев никто туда не полетит. Всем нужны средства и продажа недорогих билетов – это реальные деньги».

 

Эксперт отмечает, что очень дорогой стала экзотика. Конкуренция на редких направлениях уменьшилась в разы — там, где летали четыре авиакомпании, теперь летает в лучшем случае одна с меньшим количеством рейсов в неделю. И цены стали на порядок выше. «Особенно в Африке и Латинской Америке. О Юго-Восточной Азии и Океании мы даже не говорим, так как они закрыты и непонятно когда откроются. Но если раньше я мог долететь до Центральной или Западной Африки за 300-500 евро, то сейчас билет в страны этого региона стоит 1,5 — 2 тысячи», – объясняет Константин Лиорек.

 

Проблема, по его словам, еще и в том, что даже люди часто путешествующие не могут планировать перелеты на долгое время: «Я планирую свои поездки только на три недели, максимум — на месяц вперед и то с большой опаской, так как авиакомпании часто переносят рейсы, особенно если летишь в непопулярное место. В этом случае могут быть большие сюрпризы. А сюрпризов мы достаточно натерпелись в прошлом году, когда средства за отмененные полеты возвращались не реальными деньгами, а ваучерами или зависали в авиакомпаниях. Лично я не готов инвестировать в долгосрочные проекты с перелетами, поэтому можно сказать, что меня как туриста авиакомпании практически потеряли. Если раньше я покупал билеты за полгода-год вперед и знал, куда еду, то теперь такого нет.

 

В 2019 году у меня было 136 перелетов, в 2020 — 66, в этом пока 16, что тоже неплохо. Но есть в целом боязнь покидать дом и пределы страны, поскольку сюрпризы поджидают нас на каждом шагу и неясно как поведет себя та или иная страна. Вся ответственность, все финансовые, моральные и прочие возможные риски в путешествиях теперь — только на мне. И пока я не вижу света в конце туннеля. Остается лишь ждать и планировать свои поездки в краткосрочной перспективе».

 

Константин Лиорек уточняет, что африканские страны, которые зависели от туризма, особенно эксклюзивного (те, куда и так мало ездили), очень сильно страдают. Сейчас каждый приезжающий туда турист — на вес золота. Однако цены там не упали. «Такое ощущение, что местные пытаются наверстать упущенное за счет единичных туристов, взвинчивая цены еще больше, чем раньше», – резюмирует эксперт.

 

 

Впрочем, есть и более позитивные оценки происходящего. Правда, сделаны они под влиянием ситуации в Америке. Гендиректор международного ТО «Инскай» Оксана Замфира делится, что одесские клиенты ее компании как летали, так и летают — им вирус не страшен. "Проблема для украинцев только в том, что есть ограничение на поездки в Европу. Пока закрытые страны не откроются, продавать билеты по неоткрытым маршрутам будут дёшево. Потом, скорей всего, перевозку сократят, а потом тарифы станут как раньше, – не сомневается эксперт. – В США, конечно, проще. На маршруте Майами—Лос-Анжелес—Гонолулу я не видела ни одного свободного места на борту. Билеты за месяц до вылета продавали по 300$ (примерно треть от старой цены), а я покупала за неделю по 700. Это дает надежду, что тарифы при покупке билетов заранее будут ниже. И так как все изменения и отмены бесплатны, то все-таки стоит планировать отдых заранее».

 

 

Валерия Овсяник, 08.02.2021

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS