Цены туров в гривне: трагедии не будет
Антимонопольный комитет 2 декабря поставил перед фактом 10 самых крупных туроператоров: цены туров на их сайтах должны публиковаться только в гривнах, а не в иностранной валюте или условных единицах.
«Нас пригласили на встречу и озвучили это требование, сказав, что в течение 10 дней нам придет от комитета предписание, которое необходимо будет выполнить на протяжение следующих 10 дней. То есть мы пока этот документ не видели и как будут сформулированы требования, не знаем. И точного дедлайна тоже получается нет, но ясно, что с этим до конца года придется что-то решать», — на условиях анонимности поделился с Turprofi.com.ua представитель одного из туроператоров.
ТО еще не решили, как именно будут действовать. «Пока обсуждение идет на уровне «давайте подумаем». Возможно, кто-то предложит новый интересный вариант, который устроит всех. Но пока говорить что-то определенное рано говорить», – делится еще один представитель ТО.
Он считает, что ультиматум АМКУ хоть и сделан невовремя (у отрасли полно серьезных проблем, никак не связанных с операторским курсом), ударом для туроператоров не станет: «Жизнь и экономическую суть отношений директивами не изменить. Подход регулятора немножко топорный, но ничего. Приспособимся. Будем указывать какой-нибудь дополнительный коэффицент — что-то придумаем. Вряд ли ТО рискнут ослушаться регулятора — еще не хватало нарваться на штрафы».
Председатель киевского областного территориального отделения АМКУ Алексей Хмельницкий, действительно написал на своей странице в Facebook, что реклама туров должна содержать точные и честные цены в гривнах, без использования «собственного курса валют»: «Иначе операторы вынуждены будут заплатить штраф».
В туркомпаниях новые требования восприняли по-разному. Турагенты в основном считают, что операторский курс, который не совпадает с рыночным, вводит туристов в заблуждение. Клиенты воспринимают у.е. как доллары или евро, и когда узнают, что в гривнах сумма не совпадает с той, что они себе сами насчитали, злятся и обвиняют агентов в обмане.
Туроператоры же полагают, что нынешний подход государства к регулированию — формальный и поменяет только понятийный аппарат. В договоре больше не будет слов «у.е.» и «курс», турист не будет видеть, как формируется цена, но технология ее формирования останется прежней.
«Раньше цены указывали в у.е. для удобства туристов, чтобы можно было спрогнозировать, какой будет сумма оплаты, если человек вносит деньги частями и к моменту перечисления остатка суммы гривна теряет в весе. Цены все равно формируют в валюте, ведь поставщики находятся за границей, – объясняет глава одного из крупных ТО. – Теперь у операторов будет указана цена поставщика, которая все равно будет меняться в зависимости от валютного курса. Только писать об этом на сайте и в договоре никто не станет — из-за этого у клиентов тоже могут быть вопросы».
Глава IT-Tour Юрий Авдеев одобряет инициативу Антимонопольного комитета и считает, что курсовые риски операторы должны закладывать не в курс, а в цену: «Сейчас компании борются за верхние строчки в выдаче агрегаторов (чем дешевле, тем выше тур) и вместо того, чтобы поднять цену, делают ее ниже, но в у.е. по более высокому курсу. Порочный круг привел только к головной боли турагентов. Если кто-то и хотел бы вернуться к нормальным курсам, то уже просто не может этого сделать из-за боязни остаться с более высокими ценами на скамейке запасных — ведь остальные-то будут предлагать туры дешевле. Переходить нужно всем одновременно, но доверия к друг другу у участников рынка нет. И тут на сцену выходит АМКУ в качестве гаранта и арбитра», – говорит эксперт.
По его мнению, внешние цены должны указываться в гривнах с возможностью просмотра в валюте (для справки). При изменении курса НБУ не более, чем на 2% в любую сторону, их пересчитывать не нужно, как и суммы в выставленных агентам счетах. Это придаст стабильности рынку в глазах туристов. А вот рассрочку нужно оставить с фиксацией в валюте. «Конвертация должна осуществляться исключительно по курсу НБУ. Все издержки (комиссии банков, курсовые риски) нужно заложить в цены, которые, конечно, станут выше, зато у всех одновременно», – делает вывод Юрий Авдеев.
Валерия Овсяник, 03.12.2020
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
- Басейн та свій собака - головні вимоги 16-09-2023
- Join UP!: топ-3 напрямків літа 16-09-2023
- П’ять крутих автобусних турів від TPG 05-10-2022
- В Вильнюсе поддержали Украину 29-05-2022
- Гроші за тури повернуть після війни 29-04-2022
- Як повернутися до України? 11-04-2022
- Туркомпанії відмовляться від російських софтів 06-04-2022