Турагенты должны сказать туристам правду

 

Случаев, когда туристы делают тест перед вылетом на отдых и получают положительный результат, довольно много. При этом единственный способ не потерять свои деньги — купить страховку от невыезда, что туристы обычно и делают. Однако агентов в сложившейся ситуации поджидают свои подводные камни.

 

Глава харьковского турагентства «Азимут» Ольга Красикова сообщает, что ни один туроператор не предлагает турагентам опцию за небольшую доплату (пусть даже от себя) застраховать агентское вознаграждение на случай возврата средств туристу. «По факту всегда застрахована (с франшизой или без) только сумма нетто. Мы обращались с предложением об изменениях к «Джоину» и «Анексу». Но в ответ — тишина. Причем «Джоин», по-моему, в качестве аргумента привел то, что неизвестно, за сколько реально продан тур. Мне кажется, в этой ситуации можно предложить страховать сумму тура, заявленную в подборе», – высказывается Ольга Красикова.

 

Получается, что турагенты делают свою работу, а потом тур отменяется и, несмотря на то, что он застрахован, комиссию агент возвращает из своего кармана.

 

«Тут есть два момента. Первый: если клиент не летит, то логично, что он по максимуму получает деньги назад, кроме фактически понесенных расходов. И мы не удерживаем прибыли. Почему же агент ее должен удерживать? – на условиях анонимности говорит директор одного из ТО. – Второй: если бы ТА были посмелее и ценили свою работу, они бы ввели услугу консультации и подбора тура, которая оплачивается отдельно, независимо от того, купил человек путевку или не купил. Достаточно заранее оговорить, что при покупке тура эта услуга будет оказана бесплатно, а если не покупаете, то оставляете у нас, к примеру, 250 гривен. И это будет правильно. Агент занимался туристом — возможно, чаем поил, на вопросы отвечал, на звонки в неурочное время. Туроператоры же исходят из программ, предложенных страховыми. Их много, программы разные, каждая со своими нюансами, многое мы узнавали по ходу на практике. Не все программы подошли, но про комиссии тогда никто не думал. Поэтому турагентам стоит наконец самим решить эту проблему и брать деньги за консультации. Может быть, им неудобно светить свою услугу, они пытаются ее скрывать и рассуждают так, что комиссию придется полностью вернуть, иначе о ней узнают. Единственное, что тут можно посоветовать: указывайте в договоре, что в случае чего такая-то сумма — невозвратная».

 

«Позиция турагентов вроде бы правильная — они проделали работу. Но финансовая нагрузка на страховые компании сейчас колоссальная, выплат очень много, – объясняет директор по развитию «Компаса» Дмитрий Гудзий. – Страховая компания при возмещении запрашивает подтверждение оплаты не у туроператора, а у туриста. То есть клиент указывает сумму, которую он оплатил турагенту. Не знаю, как ведут себя сейчас другие страховые и операторы, а мы с нашим партнером договорились, что стараемся не штрафовать на 100% стоимости тура. Отели и авиакомпании минимизируют штрафы, уменьшая таким образом сумму возмещения, что делает компенсацию страховой реальнее. Под минимизацию попадает также работа наших менеджеров, оплата аренды, свет, комиссия за перечисление денег по каким-то заявкам. То есть операционные затраты мы не удерживаем из стоимости тура. И возлагать на страховые компании компенсацию недополученной прибыли агента я считаю не совсем правильным. В нынешних реалиях это не по-партнерски. Наверное, агенты думают, что страховые где-то перестраховываются и все равно что-то выплатят. Но эти выплаты будут продолжаться до определенного момента. И мы, чтобы снизить финансовую нагрузку на СК, подаем реальные цифры по реальным потерям».

 

На этом фоне потери агентов в части своей комиссии меркнут. Эксперт напоминает, что агенты часто жалуются на туристов, которые получают от них всю информацию и уходят бронироваться в другое место. «Некоторым менеджерам хватает опыта и смелости говорить, что их услуги по консультации не бесплатные и если бронировка делается, то консультация входит в ее стоимость. Если же поездка отменилась, то можно сказать: «Мы проделали такую-то работу, которая стоит столько-то — эта сумма у нас остается». Ведь услугу по подбору и бронированию турист действительно получил. Иногда агенты пытаются создать у клиента иллюзию, что они работают бесплатно, но мы же все понимаем: просто так не работают ни магазины, ни аптеки, ни рестораны. И стесняться тут нечего», – делает вывод Дмитрий Гудзий.

 

Глава правления ЕТС Мирослав Бойчин объяснил Turprofi.com.ua, что страховые не разделяют, где комиссия агента, а где все остальное. Что именно входит в страховку определяет или турист (если оформляет полис самостоятельно), или туроператор. Если в эту сумму турагент вписывает стоимость тура и комиссию и платит за это дополнительно, то страховая и возвращает все это за минусом франшизы. А на какие именно части делить выплату  решает тот, кто страховал риски. Что касается дополнительного самостоятельного страхования именно комиссии, то это вряд ли получится, считает эксперт. «От чего турагент может ее застраховать? Что там за страховой риск? Болезнь туриста? – недоумевает Мирослав Бойчин. – Страховка на случай, если клиент не поехал и турагент теряет свою комиссию... Но сколько составляет эта комиссия? 200 долларов? Это несерьезно».

 

Фактически эксперты признают, что услуги страхования рисков турагента на рынке в данный момент нет.

 

Валерия Овсяник, 06.11.2020

 

Подводные камни туристического страхования

Все хотят на отдых, но боятся

Если тест оказался вдруг... положительным на курорте

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS