В Аланью с Turkish Airlines: личный опыт

 

В августе семья главреда Turprofi.com.ua летала в Аланью на регулярных рейсах Turkish Airlines. За 10 дней мы воспользовались услугами этой авиакомпании четыре раза. И так как люди регулярно спрашивают, не опасно ли сейчас летать, мы решили рассказать о своем опыте с этим перевозчиком.

 

Turkish Airlines быстрее многих других перевозчиков сумела приспособиться к новым реалиям. И удалось ей это отлично.

 

Что изменилось за период карантина?

 

Багаж и ручная кладь

 

На борт авиакомпании пускают только с небольшой ручной кладью (один личный предмет, вес которого не превышает 4 кг, а габариты — 40х30х15). Ручную кладь весом до 8 кг бесплатно перевозят в багажном отделении. Поэтому если у вас с собой компьютер или что-то хрупкое или важное, что вы не хотите сдавать в багаж, лучше сразу положить это в небольшой легкий рюкзак или сумку.

 

Кроме ручной клади каждый пассажир может бесплатно взять с собой багаж. В данный момент на сайте компании указано, что на международных рейсах в эконом-классе можно перевезти один чемодан весом до 32 кг, но багажный калькулятор по тому же маршруту (Киев — Стамбул — Аланья) указывает 20 кг. Поэтому лучше просто сверяться со своими билетами.

 

У нас в билетах были указаны 30 кг на человека. Столько нам не понадобилось. Мы не хотели возиться с чемоданами, поэтому, планируя ночную остановку в Стамбуле, попросили представителя авиакомпании в Борисполе оформить багаж сразу до конечного пункта — с выдачей в аэропорту Газипаша.

 

Дезинфекция

 

Перед входом в самолет Turkish Airlines каждому клиенту авиакомпании предлагают взять небольшой брендированный пакет с маской и двумя влажными дезинфицирующими салфетками. Поэтому в процессе полета (1,5 часа из Киева в Стамбул или 1 час из Стамбула в Аланью) вы можете сменить свою маску на новую. На всякий случай напомним, что все аэропорты Украины и Турции не пускают внутрь пассажиров без масок.

 

 

Из Киева и обратно у Turkish Airlines летают широкофюзеляжные борта. В Стамбул нас доставили на Боинге 787-9 с компановкой кресел "три плюс три плюс три", а обратно — аэробусом ("два плюс четыре плюс два"). Это самолеты, на которых работает система развлечений: каждый пассажир получает наушники и может смотреть в течение полета фильмы, слушать музыку или наблюдать через наружную камеру за взлетом.

 

Перед вылетом через вентиляционную решетку внутри салона некоторое время распыляют дезинфицирующее средство с приятным фруктовым запахом. Не знаем, насколько это эффективно против вирусов, но нервы успокаивает. 

 

Рассадка

 

Забавная ситуация у нас получилась с рассадкой в самолете из Киева. Во время регистрации онлайн авиакомпания предлагала выбрать места только через одно. Видимо, заполнить рейс на 100% не рассчитывали и хотели, чтобы каждое второе кресло было свободно - социальная дистанция увеличилась бы. Мы сначала обрадовались такому повороту, однако при посадке выяснилось, что все места раскуплены и самолет полон. К чести пассажиров, они быстро сориентировались, и те, кто летел вместе, быстро договорились об обмене с соседями. Наши места заняли две турчанки, которых мы без особых хлопот пересадили на один ряд дальше. Правда, девушки прихватили с собой одноразовые наушники от наших экранов, но стюардесса принесла новые.

 

Питание

 

Много было всяких новостей о том, что теперь в самолетах не кормят. В колл-центре Turkish Airlines нам сообщили, что по дороге в Стамбул всех покормят горячим. А когда летели обратно, читали новости об отмене питания на всех рейсах, продолжительностью менее двух часов.

 

На практике получилось, что и туда, и обратно всех кормили холодными закусками. Конечно, жаль, что знаменитое шоу повара в колпаке на борту отменили из-за карантина, но мы были рады и тому, что каждый получил в руки пакет с бутербродом, бисквитом, соком и водой. Честно говоря, сложно представить, как в нынешних условиях успели бы подогреть еду для такого количества пассажиров.

 

 

На время еды маски можно было снять. Все было вкусно.

 

Учет и контроль

 

В процессе полета в Стамбул пассажирам раздали анкеты, где нужно было указать свои паспортные данные, место в самолете, куда летишь и где планируешь остановиться. Видимо, чтобы легче было проконтролировать возможных носителей вируса, которые разъедутся по стране. Тем, кому нечем было писать, раздали фирменные ручки.

 

 

Аэропорт Стамбула

 

Новый аэропорт прекрасен, впечатляет, но слишком большой и далеко от города. В данный момент с упавшим пассажиропотоком мог бы справиться и старый, но кто же знал, что так будет? После выхода из самолета в первых рядах (мы приземлились в 23:20) с пробежкой по траволаторам и очень быстрым прохождением погранконтроля мы потратили на то, чтобы добраться до выхода из здания, 30 минут. И это при том, что нам не нужно было получать багаж.

 

 

Так как встречающим в аэропорту Стамбула запрещено стоять с табличками, на которых указаны имена туристов или названия туркомпаний, клиентов ждут у выхода с кодовыми цифрами (например, SR-25), о которых клиенту сообщают предварительно. Это похоже на фильм про шпионов: «Завтра вечером у калитки, пароль — 88».

 

 

Мы заказывали такси через «Букинг» заранее. И после приземления получили в вотсап фото встречающего с кодовыми цифрами. Оставалось только подойти к нужному человеку, чтобы нас сопроводили вниз, к площадке, к которой подъезжают машины. Скорей всего, такси паркуются где-то за пределами аэропорта и им в определенный момент дают команду «клиент ждет», после чего проходит еще 10 минут, пока машина подъезжает, чтобы тебя забрать.

 

Все водители в масках. Большинство машин — микроавтобусы, в которых пассажиры сидят за столиком, лицом друг к другу. Контакт с водителем минимален. На столиках стоят диспенсеры с антисептиком.

 

Отель

 

Мы не хотели ехать ночью в Стамбул, поэтому забронировали на Букинге отель FRT Airlines в городке Арнавуткёй (ближайшая к аэропорту провинция Стамбула). Ориентировались мы на высокую оценку и хорошие отзывы, и в этот раз нам повезло. Отель оправдал ожидания: мы быстро заселились в большой двухкомнатный номер с панорамными окнами, бросились в новые удобные кровати и сразу заснули.

 

 

Когда мы заселялись, то на ресепшен нас спросили, во сколько мы хотим позавтракать. Мы сказали «в 8:30», полагая, что примерно в это время проснемся и спустимся в ресторан. Оказалось, все гораздо интереснее. Ровно в 8:30 в номер постучали. За дверью стояли две сияющие женщины с подносами еды, порционно разложенной по пяти блюдам. Получать завтрак в постель очень приятно. И это как раз тот случай, когда противовирусные меры пошли сервису на пользу. Вода, чайник, чашки, кофе, чай и сливки уже были в номере. Получился маленький утренний праздник.

 

 

 

Дорога в Аланью

 

Днем мы вернулись на такси в аэропорт Стамбула, чтобы продолжить свой путь. Пассажиры внутренних рейсов заходят в терминал через отдельный вход. Там тоже проверяют билеты и наличие масок и пропускают всех через металлодетекторы, но паспортного контроля, естественно, нет. Мы с удовольствием походили вокруг библиотеки, посмотрели на стоящий рядом «самолетовозик», познакомились с местным фастфудом (к сожалению, для пассажиров внутренних рейсов рестораны повыше уровнем недоступны).

 

 

Перелет в Аланью был на обычном боинге (3+3), без питания, но с водой. Маски на входе предлагали, сервис был так же безупречен. Пассажиров летело немного.

 

 

Отдельного внимания заслуживает аэропорт Газипаша, который открылся в 2010 году. Он совсем маленький, по размерам напоминает аэропорт Тивата. Ни о каком телетрапе тут речи не шло. Самолет подкатился к самому терминалу — автобус не понадобился. И все было прекрасно, за исключением долгого ожидания багажа, всего двух туалетных кабинок на всех в этой зоне (одна для мужчин и одна для женщин) и одного автомата с напитками, который списывал деньги с карты через раз, а выдавал соки — через два. Зато мы развлеклись.

 

 

Местные дамы толпились у багажной ленты, но она все не двигалась. В конце концов какая-то турчанка выбежала на летное поле и начала там с кем-то ругаться, после чего лента заработала, а чемоданы поехали. Мы и еще несколько пассажиров-иностранцев

честно ждали свои баулы, но они так и не приехали. Наконец прибежала работница аэропорта и сообщила, что нам здесь оставаться нельзя, а надо идти получать свои чемоданы в другом месте (за будкой пограничников), потому что международный багаж проходит таможенный контроль.

 

Дальше все пошло веселее и заняло каких-то две минуты. Чемоданы ждали нас целые и невредимые. Можно было идти к такси.

 

Трансфер

 

Мы заказывали трансфер из аэропорта Газипаша в «Дамлаташ Апарт Отель» в самом отеле. И хотя проинформировали, что машина нужна большая, потому что нас нас пятеро и еще три чемодана, приехал обычный седан. На замечание, что нас пятеро, водитель ответил «ноу проблем» и заверил, что мы прекрасно доедем и так. Ругаться не хотелось, хотелось быстрее в отель, поэтому мы сели возмущенные, повторяя, что это-таки проблема. Но доехали мы быстро. Преодолели 40 км за 45 минут (часть по пробкам) и заплатили за это 35 евро. В отеле на нашу претензию, почему машина маленькая, ответили: «Назад будет большая».

 

Про отель мы уже писали — соответствует ожиданиям, цене и самым смелым надеждам. Рекомендуем. До пляжа Клеопатры идти минут пять.

 

Через восемь ночей мы все-таки решили взять такси самостоятельно, без участия отеля. Выбрали большую понравившуюся машину у пляжа, договорились с водителем, чтобы он подъехал к отелю через час. Дорога в аэропорт Газипаши обошлась нам в 17 евро. Водитель был очень приятный, а машина комфортная.

 

 

В очередной раз измерили в аэропорту температуру, показали билеты, побродили в зале ожидания от автомата к автомату и сели в свой боинг.

 

 

Несуществующий отель

 

Если бы мы знали, что FRT Airlines нам понравится, мы бы забронировали его и на обратный путь через Стамбул. Но, выбирая отели через Букинг в Киеве, мы хотели испробовать больше и выбрали разные гостиницы. Lily Otel тоже был с хорошим рейтингом и хорошими отзывами. Однако оказалось, что по указанному адресу в развалах кирпичей стоит пустующее здание, визуально — на ремонте, где с обратной стороны от дороги — вход на ресепшен. На такси, заказанном через Букинг, мы два раза объехали дом, не в силах поверить, что это тот самый отель с высокими рейтингами. Таксист даже связывался с диспетчером, чтобы удостовериться, верный ли адрес. Адрес был верный. Дедушка, сидящий у противоположной стороны дороги, подтвердил, что Lily Otel — вот.

 

На ресепшен (внутри вполне приличном) сидела женщина с мальчиком лет 12-ти. Номер? Да, конечно, но не здесь. Здесь мы никого не селим. Сейчас я позвоню и найду вам жилье. Без коврового покрытия? У нас такого нет. На каких фотографиях? Это вы не те смотрели. И начала не спеша что-то искать в телефоне. Через 15 минут сидения в машине (то, что нас ждет такси был сюрпризом для хозяйки ресепшена, видимо, другие туристы обычно отпускают такси и дальше просто ждут, когда их куда-нибудь отвезут), стало понятно, что женщина собирается растянуть процесс нашего поселения на неопределенное время. Она болтала с нашим водителем, что-то пыталась писать в смартфоне — возможно, проверяла профиль в Инстаграм — и вообще не торопилась. А так как мы собирались ехать смотреть Стамбул, нас такой подход не устраивал. Мы начали возмущаться, женщина гордо заявила «я аннулирую вашу бронировку» и ушла сидеть на ресепшен дальше.

 

К слову, этот "отель" к тому времени уже снял деньги с нашей карты. И как выяснилось позже, они действительно аннулировали нашу заявку на том основании, что мы к ним якобы не приехали. Это лишило нас возможности оставить свой отзыв на Букинге (интересно, сколько таких же отзывов там не было оставлено?) и поставить свою оценку. Мы еще неделю спорили с Букингом, который доказывал, что "остальные же туда как-то селятся" и "только у вас с ними проблемы", и "у этого отеля такая политика, что он не возвращает деньги", и "вы, наверное, не туда приехали". Хотя служба такси была от Букинга и можно было легко проверить, где мы были и сколько там находились. В итоге система все же вернула нам наши 50 евро за ночь в несуществующей гостинице, которую мы, к сожалению, даже не сфотографировали (она настолько непривлекательно выглядела, что сразу сделать даже желания не возникло, а потом мы уехали). Отель этот продолжает висеть в системе как очень хороший, хотя если внимательно изучить фотографии, становится понятно, что номера там из разных мест. Хотя есть и вид на здание, к которому мы приезжали, но, видимо, еще в тот период, когда там действительно были какие-то номера, а на входе еще лежала красная ковровая дорожка. Так что советуем прежде, чем бронировать номер в отеле с хорошими отзывами, внимательно изучить фотографии и отзывы на ту же гостиницу в какой-то другой системе. Например, в Tripadvisor.

 

В общем, если бы мы были тогда без машины и не ориентировались на местности, то определенно столкнулись бы в Арнавуткёй с проблемами. Тем более, что, находясь в Турции, перебронировать местный отель с местного номера через Букинг невозможно - есть ограничения на законодательном уровне. У нас был мобильный интернет от Turkcell (великолепно работал, кстати, но с Букингом это нам не помогло). В тот момент мы не знали, что VPN или связь с мобильный иностранной карточки позволяют эту проблему решить. И так как Букинг не показывал никаких гостиниц рядом, мы просто вернулись в FRT Airlines. Все места там на тот момент были заняты, но сотрудники предложили в качестве альтернативы партнерский отель 4* Airport Express, где нас приняли с распростертыми объятьями, поселив в королевский номер с джакузи (правда, неработающим).

 

 

В Стамбул мы приехали уже в сумерках. Погуляли, посмотрели на Голубую мечеть и Айя-Софию, где теперь тоже лежат коврики и молятся мусульмане. Ночью два этих архитектурных памятника выглядит совершенно сказочно. Мы возвращались к ним раз пять, чтобы сфотографировать фонтан в новом свете. Полицейский контроль, который установлен по периметру площади Султанахме́т, устал нас повторно досматривать.

 

 

Из Стамбула в Киев

 

В пять утра улыбчивый водитель, который привез нас в гостиницу за четыре часа до этого, снова вез нас в аэропорт Стамбула. Мы долго проходили контроль безопасности, долго стояли в очереди на паспортный. И долго бежали по траволаторам к одному из самых дальних гейтов. Успели в последнюю минуту. А ведь это еще в карантин, когда пассажиров — минимум.

 

 

 

Нас снова проверили, предложили запасные маски и окружили заботой. Что ни говори, а очень приятно смотреть, как стюард, закрывая полки с ручной кладью, бережно загибает поля твоей огромной шляпы, чтобы она случайно не помялась. Из таких мелочей складывается впечатление о компании. Ну и самое главное: прилет-вылет вовремя.

 

 

Мало того, что Turkish Airlines — одна из немногих иностранных авиакомпаний, которой украинцы сейчас могут свободно пользоваться. Это еще и хорошая авиакомпания. Невероятно удачное стечение обстоятельств.

 

Валерия Овсяник, 17.09.2020

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS