Внутреннему туризму не хватает туристов

 

Несмотря на большие ожидания и радужные прогнозы, внутренний организованный туризм не показал этим летом прироста. Covid-2019 подкосил продажи везде, заодно обострив и без того суровую и бессмысленную конкуренцию между отелями и туроператорами.

 

«Основная проблема сейчас — отсутствие туристов, – констатирует директор туроператора «Кандагар» Светлана Шуст. – Ажиотажа, бума и толп клиентов нет. По сравнению с тем же периодом прошлого лета турпоток упал на 50%».

 

По словам эксперта, клиенты в основном ищут для отдыха закрытые виллы с индивидуальными отдельными пляжами, которых очень мало. Есть отдельные коттеджи и VIP-коттеджи, но баз для одного туриста, конечно, нет. При этом эконом-сегмент отдыхает самостоятельно — частный сектор и квартиры забиты, а вот базы стоят полупустые.

 

 

Только свои люди

 

 

«Въездного туризма сейчас нет. Пытаются к нам пробиться белорусы, у которых как раз на август наложилась ситуация с выборами. И в Украину их пускают без проблем, но пока непонятно, как придется возвращаться: нужен ли тест, самоизоляция? Первые такие туристы уже вернулись домой, очень довольны, теперь ждем обратную связь насчет условий пересечения границы в сторону Беларуси», – поделилась Светлана Шуст.

 

Но хорошо уже то, что можно нормально перемещаться по стране и что билетов хватает, рассуждает эксперт. Железная дорога работает, туризм все-таки есть и дай Бог, чтобы не было оранжевых зон. «Не всем так повезло. В Израиле, например, сейчас нет внутреннего туризма, Молдова закрыта... А у нас все-таки работают. Туризм погубили очень быстро. Вот восстанавливаться он будет долго. Хорошо, если за год в себя придет», – констатирует собеседница.

 

Она напоминает, что с августа разрешили детский туризм, однако и там бума нет: «Детский туризм — не наш конек, но от коллег знаю, что бронирование идет в разы хуже, чем год назад. Хотя и лучше, чем было в марте».

 

 

Больных в санатории не пускают

 

Санаторно-курортное лечение также слегка сдало позиции. Чтобы клиенты были спокойны, санатории предпочли бы видеть результаты ПЦР-тестов, но это дополнительные расходы. Если делаешь их наличие обязательным условием, люди решают просто остаться дома. Поэтому ПЦР-тесты почти не требуют. Но многие предлагают сделать тест на антитела – он стоит от 300 до 700 гривен. Отдельные санатории делают своим клиентам эти анализы бесплатно.

 

«Для заселения сейчас обязательно нужна справка об эпидемокружении от семейного врача. Отказать в заселении могут, если температура тела человека превышает 37,2 градуса. Но когда она 37,3 — 37,4, то туристу предлагают переночевать где-то в другом месте — если через сутки температура упадет, то человека заселят. Или по итогам теста», – объясняет механизм Светлана Шуст.

 

Все любят бесплатные ночи

 

 

По словам эксперта, в ее компании хорошо идут акционные предложения. Когда туроператор договаривается с базами отдыха, оплачивает рекламу, а базы предоставляют клиентам ночи в подарок — такие варианты берут очень хорошо и сотрудничество получается очень выгодным. Хотя многие средства размещения включили режим «и сами заполнимся».

 

«Цены при этом разные. Кто-то оставил прошлогодние, а кто-то нет. В общем, не меняется в стране ничего. Меня радует, что мы пережили март, апрель, май. И внутренний туризм набирает обороты. Но посмотрим, что будет осенью. Денег на зиму этим летом никто не отложил. Расчет по квотам идет взаимозачетами. И для многих будет счастьем закрыть сезон в ноль».

 

Туроператоры надеются, что зимний сезон тоже будет. Если людям запретят отдыхать, то пострадают не только туристы, но и большой сегмент туркомпаний. Впрочем, прогнозировать сейчас мало кто рискнет — аналитики нет, все живут сегодняшним днем. Помощи от государства пока нет. «Это хорошо, что облегчили визовый режим для китайцев и итальянцев, но это изменения на перспективу. Сейчас это ничего никому не дает. И если в ближайшее время не закроют большинство украинских санаториев и отелей — уже будет хорошо», – делает вывод Светлана Шуст. И добавляет, что пока с уверенностью можно говорить только о том, что выживет частный сектор.

 

Отели vs ТО

 

Туроператоры-массовики тоже прочувствовали этим летом, что такое внутренний туризм. «Если говорить о продажах отдыха внутри Украины, то это один сплошной подводный камень, – признается член правления TPG Елена Бойко. – И самая главная проблема — отельеры не делят продажи на b2b и b2c, отбивая клиентов у самих туроператоров, которые их рекламируют и приводят к ним туристов. Когда речь идет о каких-то старых базах отдыха, которым нужно заполниться сейчас и которые не думают о перспективе, то я могу это хотя бы как-то оправдать. Но если мы говорим о дорогом санаторно-курортном лечении или просто дорогом отдыхе, то оправдания такому я не вижу. Во всем мире существует общая система работы с турфирмами. За счет маржи, которую им дают, существуют и операторы, и агенты, через которых отели получают стабильный поток клиентов не только в сезон, когда достаточно и прямых продаж, но и в период затишья. Многие отельеры этого не понимают и выбирают путь в никуда».

 

Елена Бойко отмечает, что страдают от непартнерских отношений с отелями не только операторы: «Наша коллега забронировала номер в одном украинском отеле через Букинг. Ей позвонили из отеля и попросили снять бронировку, пообещав дать за это скидку при покупке номера напрямую. Получили они от этого какую-то минимальную выгоду, а Букинг ничего не получил. При этом отель девушка выбирала при помощи сервисов онлайн-системы: рейтинга, описания, отзывов. То есть даже такую мощную систему, как Букинг, умудряются обходить и обманывать. А уж про туроператоров и говорить не приходится».

 

Сервис по-нашему

 

О мелких сервисных недоразумениях с отечественными средствами размещения можно, по словам эксперта, рассказывать бесконечно: «Например, звонит клиентка и говорит, что у нее дверь в плесени, спрашивая, можно ли ей поменять номер. Связываемся с отелем, а там сразу отвечают «нет!». Хорошо, а через день? Через два? Через три? Когда-то же у вас освободится другой номер. Нет. Не нравится — уезжайте. Вот до какой степени человек уверен в своих продажах. Это на одном из морских украинских курортов».

 

Или вот еще случай, продолжает Елена Бойко: в одном пятизвездном отеле попросили раздвинуть для клиентов кровати, а там в ответ предложили положить один матрас на пол (!). В том же отеле громко декларировали, что у них лечение включено в стоимость. И туроператор специально заранее запросил список всех включенных процедур, но в итоге, когда клиент приехал, он еле-еле (с помощью агента, оператора и выхода на главврача) получил какие-то услуги.

 

 

«При этом есть потрясающие отели, которые в своем сегменте действительно пытаются что-то делать. В одном, например, есть аппарат УЗИ, который входит в пятерку лучших аппаратов УЗИ в стране. Или вот мне очень нравится самый недорогой в своем сегменте отель, который по соотношению цена — качество просто великолепен (потрясающая чистота и все хорошо с лечебкой). Отличные варианты есть. Но когда тебе предлагают положить матрас на пол, хочется сказать: «Люди, придите в себя!», – не может сдержать эмоций Елена Бойко.

 

Она отмечает, что занималась чешской бальнеологией, поэтому может профессионально сравнить культуру продаж и обслуживания. «Я привыкла к разным вариантам, но в отношении Украины у меня периодически опускаются руки. Хотя понимаю, что это не навсегда. Думаю, обо всех недостатках и промахах надо писать почаще, чтобы владельцы отелей и санаториев читали и мотали себе на ус. Тогда мы быстрее придем к чему-то хорошему. В данный момент самым передовым в санаторно-курортном сегменте Украины, по моему мнению, является Трускавец».

 

 

Эксперт считает, что украинским санаториям надо делать упор на слово «лечение»: «У нас потрясающая школа врачей-курортологов. В санатории можно получить консультацию узкопрофильных специалистов-профессионалов. И это входит в стоимость. За такими услугами будущее. Вот в Трускавце это поняли».

 

Валерия Овсяник, 13.08.2020

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS