Искать ли турагентам другую работу?

 

Этим вопросом большинство учасников турбизнеса задаются уже два месяца. Ясно, что туротрасль будет выходить из кризиса последней, так что даже при полном окончании карантина 22 мая (именно до этого срока он сейчас у нас продлен), понадобится еще месяц, а то и два для восстановления турсферы.

 

«Количество туристов в любом случае не будет прежним. Это значит, что конкуренция обострится, людей начнут заманивать скидками, заработки ТА упадут и кому-то придется уйти. Так что для половины вопрос на самом деле стоит так: сменить сферу деятельности сейчас или потом, – говорит владелец одного из ТА. – В данный момент агенты продолжают работать бесплатно, перебронируя туры тех своих клиентов, которые не улетели из-за карантина. Они поддерживают с ними связь, тратят моральный и материальный ресурс на то, чтобы их успокоить, убедить не требовать у туроператора деньги, доносят информацию от партнеров, меняющих условия перебронировок по семь раз на дню. Хотя юристы не раз уже говорили: до окончания карантина не имеет смысла ничего менять и перебронировать – не тратьте силы зря! Ну и если уж совсем по закону, то турагенты свою функцию давно выполнили, продав туры. Сейчас эти туристы — уже не их клиенты, а клиенты туроператоров».

 

«Общий тренд действительно таков, что десяток основных ТО меняют условия раз в три дня, озвучивая при этом: меняем даты — деньги не возвращаем», – говорит директор «Аполло-тур» Андрей Демура. – Полноценная работа для турагентов может возобновиться к октябрю, когда на подходе уже будет зима. То есть в низкий сезон. И на раннее бронирование рассчитывать тоже не придется – какое-то время туры будут покупать максимум за две недели до вылета. Если же к осени чартерные программы не возобновятся, то 80 или даже 90% ТА закроются, потому что лето прибыли не принесет, а после него идет голодная зима и в отсутствие раннего бронирования заработать до следующего летнего сезона не получится».

 

Однако эксперт не считает, что всем агентам нужно ставить крест на своей работе или менять сферу деятельности, даже временно. «Сменить профиль на полгода невозможно. В серьезное место на такой срок не возьмут, для раскрутки своего бизнеса этого времени недостаточно. Открыть что-то на полгода, чтобы потом закрыть – нет смысла. Разве что продажу кукурузы на пляжах Затоки. Поэтому либо ты уходишь и делаешь другой бизнес серьезно, либо остаешься. А если остаешься, то можно рассмотреть вариант подработки. Например, в службе такси», – констатирует Андрей Демура.

 

«Нужно ли начинать какой-то новый бизнес? Я над этим вопросом, естественно, думал, но для начала чего-то нового среда сейчас не совсем благоприятная, – делится директор "Делюкс Вояж" Максим Дереза. – Да, есть временный всплеск в некоторых сферах, например, в 2,5 раза выросла доставка. Но как только начнется экономическая стагнация, опустится все. Чтобы начать что-то новое необходимы свободные ресурсы, которых нет. Плюс к этому добавьте турбулентность рынка, который валит любые бизнесы — лезть и бороться в таких условиях тяжело. Остается одна возможность: делать что-то, что не требует инвестиций. Если мы компетентны в интернет-маркетинге и можем построить его, используя лишь труд и время своих сотрудников, чтобы дать им возможность что-то заработать, то нужно использовать это. Монетизировать компетентность вашей команды. Попробовать продать с друзьями какие-то товары. Войти не с деньгами, а со временем и знаниями».

 

При этом эксперт уверен, что туризм никуда не денется: он есть, он рентабелен и скоро заведется. Хотя сейчас уже понятно, что нельзя держать все яйца в одной корзине и задействовать в одном бизнесе всех членов семьи. Должно быть что-то, что поможет продержаться на плаву в момент, когда туризм не работает.

 

В то же время Максим Дереза обращает внимание, что государства начинают переходить к новой стратегии. Они понимают, что людям нужны деньги, а карантин этот вопрос не решает: бизнесы стоят, компании рушатся. Сколько еще? Поэтому правительства принимают решение заводить бизнес-экономику. Причем туризм стоит на первом месте с нефтью по объему в мировом ВВП, составляя в нем более 10%, — это огромные деньги. «За всеми отелями, авиа- и круизными компаниями стоять миллиардеры, которые тоже лоббируют свои интересы. И я думаю, что бабло опять победит зло, – смеется эксперт. – Сейчас все позаводят, и в июле полетим. Думаю, два месяца для выхода из карантина нам хватит».

 

Глава Valeri-Tour Юрий Щерба также не советует коллегам кардинально менять сферу деятельности. «Туризм сейчас в коме, на искусственной вентиляции легких. Но он жив. У меня люди постоянно спрашивают, можно ли будет полететь на отдых в июле. Они хотят этого. И поедут, как только карантин закончится — на это они деньги найдут. Конечно, дешевый сегмент не сразу очухается, а дорогой не все потянут. Но рано или поздно все придет в норму. Поэтому агентам не стоит терять надежду, однако и сидеть сложа руки до момента, когда все станет хорошо, нельзя. Безделье хуже всего, поэтому я, например, решил пока сыграть на традиционных человеческих слабостях: открываю сыровяленный цех, буду делать мясо без химии и вредных добавок — не дешево, зато все натуральное. Люди же любят вкусно покушать. Они и выпить, кстати, любят, но я подумал, что пивоварню не потяну. Другие турагенты тоже могут подыскать что-то в сфере продаж. Они ведь умеют это делать. Все, что связано с эмоциональными покупками — их конек. Поэтому пусть этим и займутся, чтобы выжить и потом вернуться в туризм», – резюмирует эксперт.

 

Валерия Овсяник, 04.05.2020

 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS