Деньги не вернули — чего ждать взамен?

«В Канаде и США уже шестой перевозчик получил коллективный иск от пассажиров насчет невозврата стоимости неиспользованных из-за вируса билетов», – написал в соцсети известный юрист Андрей Гук. Теперь в этих странах обсуждают возможность выдачи госгарантий на ваучеры авиакомпаний. Чтобы в случае банкротства перевозчика или если он просто не восстановит рейсы (что сделает невозможным использование ваучеров на протяжении 18 месяцев), государство выплатило их стоимость.

 

Реально ли введение госгарантий в других странах и в Украине? И насколько крепко стоят на ногах украинские компании, чтобы их клиенты, получив вместо денег ваучер, могли не переживать из-за отсутствия фингарантий в принципе? С этим вопросом Turprofi.com.ua обратился к экспертам отрасли.

 

«Есть такая практика с госгарантиями. И ЕС в данный момент обсуждает возможность сделать ее общей. У них действует регламент 206, который, кстати, скопирован и Украиной (с некоторыми сокращениями). Там написано, что если рейс отменен по любой причине, авиакомпания обязана вернуть деньги за билет. Даже если наступает форс-мажор и перевозчик может не платить пассажиру компенсацию за отмену рейса, полученные деньги он обязан вернуть. Но когда писали регламент, никто даже подумать не мог, что будет такое масштабное приземление с необходимостью миллиардных возвратов», – объясняет директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

 

Он предлагает сделать несложный подсчет: только традиционные авиакомпании во всем мире получили деньги за 50 млн билетов и не вернули их из-за карантина. Примерно такое же количество билетов было выкуплено у лоукостеров, то есть всего продано около 100 млн билетов. Средняя стоимость одного — 120 евро. Даже если считать каждый билет по 100 евро, получается десять миллиардов кэша за период до конца мая, который нужно вернуть, так как карантин не позволит авиакомпаниям работать в это время.

 

«Даже KLM просил у своего правительства 6 млрд евро, которые нужны ему просто для выживания в этот период, даже без учета возвратов за ранее проданные билеты. Поэтому Еврокомиссию просят принять особый регламент, который позволил бы авиакомпаниям возвращать не деньги, а купоны. Но он пока не принят, а находится на стадии обсуждения. Насколько я знаю, только Бельгия запретила своим туроператорам возвращать деньги — они могут лишь менять путевки на другой свой продукт, чем турист может воспользоваться в течение года. И с точки зрения бизнеса это правильно. Но с точки зрения клиентов — нет», – констатирует эксперт.

 

Он поясняет, что для многих клиентов путешествия уже неактуальны: кто-то боится лететь, кто-то не имеет средств. Так что это палка о двух концах.

 

«Перевозчикам сейчас действительно не на что выполнять свои обязательства перед пассажирами, – отмечает эксперт авиации Виктор Логвиненко. – Тенденция такая: денег не возвращаем, так как их нет, поэтому либо меняем билеты в рамках наличия соответствующих классов бронирования (RBD – reservation booking designator), либо делаем возврат на EMD (ордер различных сборов) + плюшка для пассажира, скидки и т.п. Смысл в том, что EMD можно использовать в будущем как оплату дальнейших поездок либо дополнительных услуг авиакомпании, которой принадлежит данное EMD».

 

Собеседник обращает внимание, что системы бронирования (как агенты) несут ответственность перед пассажиром, так как фактически деньги приняли у него они, действуя от имени и по поручению. Агенты ссылаются на правила, которые устанавливает и публикует на официальном сайте авиакомпания. Одновременно они несут и репутационные риски, так как в случае судебных разбирательств «бьют по морде, а не по паспорту». Нередко возвраты агентства делают из собственного кармана, в надежде, что когда-нибудь авиакомпания им их вернет.

 

«Хотел бы уточнить насчет позиции IATA и принципа их системы взаиморасчетов — ничто не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Если авиакомпании решили выпускать EMD, то только авиакомпания, под кодом которой выпущен данный документ, может оказать последующий сервис либо осуществить возврат», – поясняет Виктор Логвиненко.

 

Госгарантии у нас

 

«Что касается госгарантий в Украине, то они требуют решения правительства и согласования с внешними кредиторами — с МВФ, – возвращается к проблеме потребителей Александр Ланецкий. – А я не верю, что фонд будет спонсировать миллионы украинских туристов. Ему это не интересно. С точки зрения операторов было бы правильно не возвращать деньги и честнее выдать ваучеры, которые люди смогут когда-нибудь поменять на путевки. Но зависимость от МВФ сделать это, к сожалению, не позволит. И это значит, что очень многие потеряют свои деньги».

 

«Насчет государственных гарантий возврата средств гражданам я абсолютно пессимистичен, – высказывается Виктор Логвиненко. – Авиакомпания — это частный бизнес. И все упирается в то, будет ли государство поддерживать того или иного перевозчика. Да и в конечном итоге, надо ли это государству? Позиция, которую озвучивает IATA в своих официальных заявлениях: после COVID 19, навсегда приземлится 50% существующих авиакомпаний. Вопрос, насколько это важно государствам, которые сами по себе — глобальные коммерческие структуры».

 

«Все зависит от того, как долго самолеты останутся на земле. Продлится ли запрет на полеты до ноября, как прогнозируют некоторые, или болезнь действительно окажется настолько страшной, что ждать придется 3-4 года, на протяжении которых в аэропортах разных стран, используя японский опыт, будут делать мазки всем прилетевшим, оставляя их ждать результатов в аэропорту 36 часов, с ночевкой за 150 евро в картонной кровати», – рисует возможные варианты развития событий Александр Ланецкий.

 

Впрочем, по его мнению, унывать не стоит. Каждый кризис — это возможность: «Я, например, этой зимой был в санатории в Трускавце. Очень понравилось. Санаторий среднего ценового сегмента, хотя номер люкс. Получилось 50 евро в день с питанием и 8-ю процедурами, включая массаж. Кормят не жирно, зато помогает похудеть. И если государство будет дотировать собственные маршруты, то это, возможно, шанс для украинского туризма. Также никуда не денется дорогой туризм.

 

«Думаю, в начале лета будет ясно, как долго это все продлится. А наша задача – дожить до осени», – резюмирует эксперт.

 

Валерия Овсяник, 18.04.2020

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS