Переносите на август, а лучше на сентябрь

 

Около 150 тысяч бронировок, частично или полностью оплаченных, приходится сейчас на туры, в которые украинцы не смогли или не смогут отправиться в ближайшее время. При этом не улетели в срок около 300 тысяч туристов. И если туроператоры решат сейчас вернуть всем своим клиентам деньги из тех сумм, которые остались у них на счетах, каждый турист получит в лучшем случае 5% стоимости тура. Такие выводы озвучил во время круглого стола УАТА "Туризм на карантине: что происходит сейчас и что делать дальше" гендиректор сети ТА «Поехали с нами» Олег Кулик. От того, что агент аннулирует тур, денег в кармане у туриста не прибавится, констатирует эксперт. В ближайшие 2-3 месяца никто никуда не полетит, а значит, новых финансовых поступлений у туроператоров не будет.

 

Для турагентов вариантов действий в отношении туров, которые уже отменили или еще отменят туроператоры из-за коронавируса, немного:

 

не аннулировать оформленные заявки, объясняя клиентам, что лучше перенести поездку;

аннулировать, перебронируя туры на более поздние даты (на август или позже, чтобы в случае затяжного карантина или других препятствующих обстоятельств не пришлось перебронировать все это повторно);

если клиента не устраивают предложенные альтернативные варианты и перебронировать он не хочет — не делать ничего, просто наблюдая за происходящими изменениями, приготовившись действовать по обстоятельствам.

 

«Никто не знает, когда полетят самолеты, поэтому лучше не спешить и не делать дурную работу. Условия перебронировок у ТО не являются окончательными. Все меняется. У большинства из них, что бы они сейчас ни говорили, подход в итоге будет одинаковый. Сейчас от туркомпаний ничего не зависит. Ясно только, что если никто никуда не полетит, то и денег никто не получит. Поэтому все ждут. Как только ситуация нормализуется, все отношения вступят в нормальное русло: туристы будут оплачивать, туроператоры будут отправлять», - пояснил эксперт.

 

По мнению главы одесского «Бумеранг-тур» Али Колдарарь, аннулировать туры нельзя еще и потому, что все туроператорские офисы в данный момент – как большая пирамида. И если агенты начнут вытаскивать камни из ее фундамента, она рухнет. В то же время эксперт не совсем согласна с тем, что ТО грозятся вычитать из стоимости аннулированных туров фактически понесенные затраты, поскольку туристов никто сейчас не отправляет и не принимает, никто никуда не заселяется — о каких затратах может идти речь? «Мне непонятна формулировка», – объясняет Аля Колдарарь, добавляя, что у каждого туроператора должна быть финансовая подушка на случай таких непредвиденных ситуаций. И неправильно перекладывать все потери в таких ситуациях только на туристов.

 

Впрочем, Олег Кулик напоминает, что финансовый резерв — это тоже убытки. Как и невылетевшие туристы. «В любом деле есть юридическая и логическая составляющие. И здравый смысл говорит нам: когда ТО выставляют какие-то фактически понесенные затраты, то это их необоснованно облеченный в санкции страх. Туроператоры таким образом дают нам посыл не аннулировать заявки, потому что делать возвраты не из чего», – объясняет эксперт.

 

Яркий пример – «Корал Тревел», который изначально удерживал за аннуляцию 30 евро, а затем, когда агенты стали этим злоупотреблять, проигнорировал юридические формальности, перейдя на штрафы 100%. Это очень сильно дисциплинирует агентов. Поэтому с точки зрения логики туроператоры, выставляющие нереальные штрафы по заявкам, делают правильно, приходит к выводу Олег Кулик. Когда ситуация нормализуется, операторы ко всем будут относиться лояльно.

 

Сейчас можно перебронировать тур на более поздние даты, сохранить плату или предоплату, продать летний или осенний тур отказавшихся туристов другим клиентам, которые согласны уехать «вместо» . Что касается выставленных несправедливых ФПЗ, то оспорить их туристы смогут только в судах. То есть гораздо проще и выгоднее перенести отдых, чем несколько лет ходить в суд, чтобы когда-то получить назад обесценившиеся гривны.

 

В данный момент, по наблюдениям Олега Кулика, туроператоры предлагают два варианта выхода из ситуации:

 

  • перебронироваться на другие даты.

  • оставить деньги на условном депозите до того момента, когда турист сможет ими воспользоваться и потратить на свой отпуск в течение года или даже двух.

 

Второй вариант, по мнению экспертов, наиболее удобен, особенно если депозит будет не в гривнах, а в условных единицах (такой вариант уже предлагают TEZ Tour).

 

Аля Колдарарь обращает внимание, что все мальдивские отели, с которыми ее компания работает как туроператор, закрыты до 31 июля, хотя буквально 13 марта, когда в Украине объявили, что будут вводить карантин, уверяли, что работают как обычно. Из этого спикер делает вывод, что не нужно бояться запрашивать у туроператоров подтверждений и переподтверждений параметров, на которые рассчитывает турист.

 

«Мы сейчас переносим наши туры на сентябрь или октябрь, причем отели выставляют те же цены, которые были предложены по акции в момент бронирования. И на следующий календарный год тоже. Доплаты просят минимальные», – говорит Аля Колдарарь.

 

Она советует также не бояться запрашивать у партнеров другие условия, поскольку все меняется: еще позавчера авиакомпания никому ничего не возвращала, вчера предлагала взамен ваучеры на перелеты, а сегодня уже возвращает деньги.

 

Директор одесского ТА «Хороший Отдых» Александр Довгопол напоминает, что предыдущий кризис в январе-феврале 2015 года, когда бомбили донецкий аэропорт и настроения у всех были далеко не туристические, показал: уже через два месяца продажи восстановились.

 

Валерия Овсяник, 02.04.2020 

 

BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS
 

Какой из крупных туроператоров самый надежный?